Антрум: самый опасный фильм из когда-либо снятых

Представьте себе фильм, который убивает собственных зрителей. Вот так: посмотрел, сделал пару глотков колы и подавился. Или пришёл в кинотеатр в Будапеште, сел за просмотр и сгорел со всем залом и всеми соседями. Именно таким фильмом, согласно вступлению данной картины, является Антрум, фильм-демон. Проверим, так ли это?

"Антрум: самый опасный фильм из когда-либо снятых" - это новое слово в жанре "найденных плёнок". У создателей была хорошая идея, оригинальное "двойное" видение сюжета, не было только нормальных денег, поэтому они пошли по проторенной "Ведьмой из Блэр" дорожке - сделали недорогое, но крайне убедительное мокьюментари о проклятом фильме, единственная копия которого сохранилась у кого-то там и сейчас будет вам показана. Вот только повторить успех культовой Ведьмы им не удалось, что неудивительно: картина изобилует различными сложными образами, тягучими сценами, актёрская игра тут не слишком впечатляет, да и в каждом отдельном элементе фильма нет ничего новаторского или интересного. А вот в комплексе...

Скажем так, Антрум стал фильмом-мемом. Во-первых, очень многие впечатлительные граждане крайне серьёзно относятся к тому, что говорят во вступлении к картине всякие псевдоучёные, у которых вроде как берут интервью. То, что это постановка, всем понятно, но всё равно нервозно. Что ж, это явный успех создателей. Во-вторых, в фильме есть вот эта вот белка.

Белка-демон из АнтрумаБелка-демон с первого круга ада

Ну и в-третьих, картина словно сшита из разных кусков, и куски эти скачут перед глазами с такой скоростью и в таком непредсказуемом ритме, что действительно сильно воздействуют на психику смотрящего. Впрочем, профессиональным зрителям хорроров, возможно, будет скучно, ибо Антрум - это не про ужасы и даже не про саспенс, хотя его сюда завезли, Антрум - это про атмосферу.

Фильм поделён на несколько неравнозначных частей. Сначала (и в самом конце) идут псевдодокументальные кадры - интервью с разными видными, хотя и никому не известными учёными и представителями кинокомпаний, которые рассказывают историю фильма, пересказывают байки про то, что каждый посмотревший его умирает и всё в таком духе. После просмотра возникает ощущение, что авторы фильма таким образом добили хронометраж, потому что сам Антрум заметно короче нормального полного метра. Да что там говорить, даже вместе со вступлением и эпилогом картина едва доползла до полутора часов, но она настолько тягучая и вязкая, что ощущения скоротечности не возникает.

Потом начинается фильм. Тут рекомендую остановиться и внимательно посмотреть титры, ибо они тоже - часть художественного замысла, и единственная полноценная шутка этой довольно мрачной картины.

Антрум выполнен в интересной манере: регулярно появляются всякие "двадцать пятые кадры" с оккультными символами, звуковое сопровождение пестрит шёпотами, вскриками, металлическим лязгом, а саундтрек тут - только одна коротенькая мелодическая линия, которая звучит то из уст героев, то на плохо настроенном фоно на фоне. Несколько раз действие прерывается совершенно левыми кадрами какого-то псевдоснафф видео, которое совершенно не вписывается в общий сюжет. Все эти эмоциональные крючки нужны лишь для создания дьявольской атмосферы, а как иначе, если это фильм о том, как дети спускаются в ад за душой своей почившей собаки?

Цербер из АнтрумаЦербер, ждущий незваных гостей у врат ада

Да, пора бы уже рассказать, о чём басня. Она о детях. Точнее, о маленьком мальчике, чью собаку усыпила за один единственный кусь злая мать (она тут - прям персонаж братьев Грим, удивляешься, как она эту собаку не сварила в печи), и о его сестре, которую сложно назвать маленькой девочкой - ей тут лет семнадцать. "Плохая" кусачая собака, по словам матери семейства, конечно же попадает в ад, и дети отправляются в проклятый лес, чтобы вырыть там яму и добраться до того круга ада, в котором заточена душа их домашнего животного.

Фильм достаточно ненавязчиво преподносит эту историю сразу с двух точек зрения. У нас тут есть мальчик, который однозначно верит во всё происходящее, в том числе в то, что сказано в загадочном гримуаре, написанном шариковой ручкой на листах для скетчей. Именно паренёк определяет, на каком кругу ада они находятся в данный момент. Девочка же ведёт себя подозрительно, вроде бы и верит, а вроде бы и спокойна, как удав.

Самое убийственное то, что всё оказывается вовсе не тем, чем казалось изначально, и в фильме этом действительно есть зло, но оно не из ада в привычном понимании. К слову, лес, в котором происходит действие, является отсылкой к знаменитому на весь мир японскому лесу самоубийц: на входе красуется жизнеутверждающее предупреждение ("поговорите с близкими, смерть - это не выход"), а в самом лесу дети натыкаются на подозрительно раскосого мужчину в возрасте, который собирается сделать себе сэппуку. Они его останавливают, конечно, потому что они - добрые дети.

Раскрывать основные сюжетные повороты (а их тут как минимум два, и оба отчасти действительно неожиданные) я, пожалуй, не буду. Посмотрите сами.


Актёры и режиссёры Антрума

Фильм Антрум, понятное дело, снят не голливудскими режиссёрами. Конечно, в роли старшей сестры по имени Оралее (или как-то так, сложно правильно транскрибировать это имя) тут - Николь Томпкинс, которую вы могли видеть в "Ужасах Амитивилля" и музыкальной комедии "Opening Night". Роуэн Смит, играющий младшего брата Нэйтана, встречался зрителям сериала "Морская полиция" и странной докурамы "Shangri-La".

Герой по имени Нэйтан в исполнении Роуэна Смита в АнтрумеМальчик Нэйтан в исполнении Роуэна Смита

Интересно, что в роли матери детей выступает актриса эстонского происхождения Кристель Эллинг. Учитывая титры Антрума и некоторые отсылки, можно предположить, что создатели фильма нарочно добавили в атмосферу картины чего-то восточноевропейского, и выбор актрисы тут не случаен.

Ещё можно выделить Шу Сакимото, того самого японца, который собирается вскрыться в лесу. Этот актёр играл в "Мыслить как преступник", "Якудзе" и пр. Ну и (вот тут без спойлеров не получится) пару лесных сектантов играют Дэн Истрейд, сыгравший кучу характерных ролей вроде Фаусто в Дракуле (с ударением на У) и доктора Хьюго в "96 духах", и человек-хамелеон Циркус-Жалевски, перебравшийся в США во времена падения Берлинской стены. О нём вообще имеет смысл поговорить отдельно, и когда-нибудь мы это сделаем, пока же скажу, что он играл в огромном количестве фильмов ("Битва за Скайарк", "100 миллионов евро 2", "Исключённый") и сериалов ("Конан", "Ветеринарная клиника", "Бробот" и пр.), а также известен тем, что отыгрывал легендарных персонажей - Джона Леннона, Трумена, Теннесси Уильямса и пр.

Режиссёрами Антрума выступил дуэт авторов, состоящий из актёра из фильмов ужасов и многочисленных сериалов Дэвида Амито и режиссёра и продюсера Майкла Лаичини. Что ж, со своей задачей они справились на ура.

Подводя итог всему этому тексту, хочу сказать, что "Антрум: Самый опасный фильм из когда-либо снятых" - это мощный и нетипичный киноаттракцион, который стоит отнести не столько к хоррорам, сколько к странной, немного перверсивной драме. Лично я рекомендую к просмотру, если, конечно, у вас крепкие нервы, и вы не купитесь на все эти слова об опасности ленты из начальной "документальной" части.

Трейлер

Галерея изображений