Давайте честно, Николасу Кейджу всё ещё не везёт с ролями. Точнее, ему не везёт со сборами, даже нашумевшие последние работы всё равно не принесли создателям каких-то астрономических сумм, а некоторые и вовсе прошли мимо кинотеатров, хотя и стали довольно заметными явлениями в американском андерграунде. К таковым можно отнести и "Цвет из иных миров", и "Свинью", и даже "Мэнди" Паноса Косматоса, который позднее отметился лучшей, на мой взгляд, новеллой сериала «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо».
И всё же, сборы — это ещё не всё, по крайней мере, для таких людей, как мы с вами, правда? Вот, например, "Цвет из иных миров"...
Да, тут необходимо сразу написать второе вступление: Лавкрафту тоже ой как не везёт с хорошими экранизациями. Что там было? Посредственный "Дагон" с убогой компьютерной графикой, куча фильмов категории Г, от которых в истории кино не сохранилось даже следа на пыльной полке, культовый, но тоже достаточно маргинальный "Реаниматор", в общем, не густо. Впрочем, был фильм «Цвет» Хуана Ву, интересный артхаусный проект по теме, но и он, понятное дело, особой славы не сыскал.
Два озвученных факта вкупе создают определённый контекст, в котором выход новой ленты начинает играть куда большую роль, чем казалось ранее. Знаете почему? Да потому что этот фильм - очень и очень неплох.
Это своего рода винегрет из многих успешных проектов: во-первых, он является чем-то вроде сиквела "Нечто" Карпентера, которое само по себе было опосредованно, через несколько других произведений, вдохновлено лавкрафтовскими мотивами. И кстати, в отличие от убогого голливудского приквела-ремейка, этот фильм действительно впечатляет. Во-вторых, картина выполнена в кричащей кислотной манере, больше всего похожей на реализацию "Мэнди" Косматоса.
В-третьих, Кейдж наконец играет - и тут можно было бы поставить точку - человека, постепенно сходящего с ума. Ключевое слово тут – постепенно. То есть, начинается фильм с Кейджа из "Свиньи" - молчаливого, бубнящего себе под нос, грубого, но глубоко внутри - доброго, несмотря на все сложности жизни новоиспечённого фермера и многодетного отца. А к концу фильма это уже настоящий маньяк, референсом для которого словно был Джек Николсон из "Сияния". Кстати, на "Сияние" тоже можно при желании найти ссылки. И вот из таких ингредиентов собран "Цвет из иных миров", причём собран достаточно талантливо, хотя создателям пришлось пустить под нож и вязкую лавкрафтовскую атмосферу, и ритм - он местами сильно неровный, и кое-что ещё, о чём я расскажу чуть позже.
Ладно, что по сюжету? Следуют ли создатели "фильма с Кейджем" всем канонам оригинала? Нет, не следуют. Дело в том, что фильм разительно отличается от первоисточника, но основную причину я вижу в том, что Цвет буквально невозможно изобразить, поэтому он и является таким неземным, загадочным и сводящим с ума. Впрочем, если вам интересно, посмотрите «Цвет» Ву, он снят в чёрно-белой гамме, и только мистическая составляющая окрашена розоватой краской, что является весьма интересным решением. Но это не наш случай, а значит, чтобы как-то нагнетать, режиссёру нужен был иной подход, и им стала змеящаяся, пузырящаяся, булькающая субстанция "Нечто" - омерзительное, сводящее с ума склизкое существование заражённого инопланетным цветом мира. Так что, да, этот фильм представляет собой полноценный боди-хоррор со всеми вытекающими (хе-хе).
Жила, значит, такая семья: папа, мечтающий выращивать альпак посреди американской глубинки, мама, болеющая раком, но продолжающая работать на удалёнке каким-то брокером или финансовым коучем, туповатый старший сын-подросток, сестра-гот, увлечённая оккультизмом, и младший сын в карикатурных очках. Итого - пять основных героев.
Плюс, словно в качестве малой мести от лица современности в сторону Говарда Филиппсовича, чернокожий гидролог, приблудившийся по соседству - он является рассказчиком, а потому неуязвим для любых негативных воздействий, кроме, конечно, разрушительного для психики космического ужаса.
Постепенное заражение обыденного мира Цветом реализовано на высшем уровне: всё начинается с едва заметных примет надвигающейся беды, а ближе к концу превращается в настоящую мясорубку, в которую затягивает поочерёдно всех членов семьи, несчастных альпак и даже любимого пса. Самым убойным моментом, конечно, будет удержание на чердаке матери семейства и младшего сына, а почему их там удерживали – увидите сами. Серьёзно, я думаю, что этот фильм стоит посмотреть, поэтому особых спойлеров не будет. Могу лишь сказать, что если для большинства героев мутации являются основной проблемой, то для дочери и собственно Кейджа на первый план выходят проблемы психические.
Всё это безобразие очень красиво снято (хотя цветокор на любителя, если от «Мэнди» у вас вытекли глазки, эта картина точно не для вас), у фильма впечатляющая звуковая обёртка и отличные спецэффекты, среди которых есть и убедительные практические.
В общем, настоящий жестокий праздник для глаз, ушей и мозгов, спасибо литературному первоисточнику.
К слову, режиссёром фильма выступил Ричард Стэнли, далеко не самый известный деятель, на счету которого, однако, «Театр Абсурда» с Удо Киром, «Остров доктора Моро» 1996 года с Марлоном Брандо и Вэлом Килмером, «Железо» с Игги Попом, кроме того, у него было камео в «12 обезьянах» 95-го года, что само по себе забавно.
Что касается актёров, помимо Кейджа, которого вы все и так знаете, можно сказать, что они справились со своими ролями достойно. Особенно младшие члены съёмочной группы.
Жену персонажа Кейджа Терезу играет актриса Джоэли Ричардсон, уверен, вы помните её по миллиону разных фильмов и сериалов, в том числе по «Заражённой», о которой мы уже писали, по хорошему, но невезучему ужастику «Сквозь горизонт» и так далее. Главный женский персонаж – дочь Лавиния – сыграна молодой канадской красоткой Мадлен Артур, замеченной зрителями в «Легендах завтрашнего дня», «Больших глазах» и пр. У неё тоже богатая на приключения карьера в сфере сериалов.
Забавно, что большая часть каста – сериальные актёры. Старший сын - Брендан Мейер – отметился в сериалах «Бойтесь ходячих мертвецов», «Сотня» и «Тайны гаражной распродажи», а младший - Джулиан Хиллиард – в сериале «Ванда/Вижн» и «Призраке дома на холме».
Ну и отдельно хочется упомянуть Томми Чонга – у него здесь совсем уж эпизодическая, хотя и стремноватая роль, но сам актёр – интересный персонаж. Он снимается в огромном количестве авторских фильмов и фильмах категории Б, а то и Г, так что представляет для эстетов типа нас огромный интерес. Среди его работ: Alien Danger! With Raven Van Slender, Secret Agent 420 (про вещества на службе спецслужб, простите за каламбур), фильм с говорящим названием «Зловещий Бонг», а ещё он отметился участием в шоу Карлина, собственном «шоу» про те же вещества, а также гостевых ролях в Нэше Бриджесе, Полиции Майами и прочих сериалах девяностых.
Что ж, я думаю, итог этого текста можно подвести двумя словами: бегом смотреть! Потому что перед нами достойная экранизация Лавкрафта, а это, как мне кажется, большая редкость.