О смерти, о любви и об итальянском жанровом кино

Название фильма "О смерти, о любви" (Dellamorte Dellamore) представляется мне идеальным рецептом итальянского кино в частности, и искусства в общем. Две титанические темы, два изначальных постулата человеческого существования, основа драмы и комедии, Эрос и Танатос.


Пролог

Вспомните, какие тексты из всего корпуса советской литературы (странный и неуместный абзац выходит) смогли пережить все невзгоды и, так сказать, остаться в веках. Номинально реалистичное, пролетарское искусство чуждалось темы смерти (за исключением героической гибели на фронте), низводило любовную драму до одноклеточной истории зарождения ячейки общества, и в итоге кануло в Лету со всеми завоеваниями трудового народа. Остались, к примеру, "Два капитана" Каверина. Вот уж, какой роман можно было бы назвать так же – О смерти и о любви – и в этом не было бы греха супротив истины.

Итальянский кинематограф превратил эти два сюжета в венец творения. Его забавные музыкальные фильмы и комедии послевоенного времени буквально лопались от обилия влюблённых, разлучённых и находящих друг друга, не подходящих друг другу, но уже не обращающих внимания на всякие условности. Всё это вылилось в кинематограф Тинто Брасса и его плотское жизнелюбие. Не зря представители французской синематеки называют его режиссёром Новой волны, а не проходным порнографом.

А вот тему смерти почти полностью подмяло под себя джалло, точнее сперва – мрачные детективы как со страниц бульварных романов, потом собственно джалло, а потом - жанровое кино, почти полностью состоящее из ужасов и лёгкой эротики. Именно этому жанровому кинематографу поет заупокойную "О смерти, о любви".


О фильме "О смерти, о любви"

Этот фильм, увидевший свет в 1994 году, – одна сплошная бутафория. Но если поначалу вам кажется, что она тут лишь следствие малого бюджета, то ближе к концу это ощущение проходит, ибо бутафория в ленте – часть её мира, её антуража. Она о многом говорит, жаль, при первом просмотре это не всегда понятно.

Фильм выполнен в достаточно психоделической манере, каждый выверт которой является своего рода отсылкой к десяткам, а то и сотням произведений мирового искусства. Все они неслучайны, все они неочевидны. Вот, к примеру, главный герой, имя которого Франческо Делламорте, в разных слоях реальности, во снах и иллюзиях – разный. То он скромный гробовщик, то борец с мертвецами, то герой-любовник, а то - разочарованный в любви циник. То он защитник живых, а то – серийный убийца. За сменой планов бытия практически невозможно уследить, а воспринимать всё, происходящее на экране, как череду причин и следствий не получается. Главный герой иногда косплеит Эша из Зловещих мертвецов, а через пять минут ведёт психологическую баталию с местным инспектором, обокрав тем самым в сюжетном плане самого Фёдора Михайловича. В фильме нашлось место и двойнику-доппельгангеру, и униженным с оскорблёнными, и несчастному убогому, и почти тарантиновскому пафосу огнестрела.

Основная проблема, которая возникает перед зрителем при первом просмотре - совершенно непонятно, что из показанного происходит на самом деле, а что - во снах или фантазиях главного героя. В самом конце, в момент, так сказать, катарсиса, это перестаёт вас волновать, но сразу же хочется пересмотреть фильм ещё раз, уже имея в голове сакральное знание о том, как работает мир этого произведения. И это удивительно, ведь обычно фильмы, снабжённые неожиданным сюжетным твистом (привет, Шьямалан), практически не вызывают желания смотреть их второй раз.

"О смерти, о любви" – чёрная комедия, но это грустная комедия, трагикомический фарс, по ходу просмотра невозможно веселиться, потому что тебя охватывает странная меланхолия. За бравыми сценами истребления нежити стоит совершенно библейский архетип, переосмысленный когда-то Данте, а позднее и режиссёром картины, Микеле Соави. В основе сюжета, кстати, лежит литературное произведение - роман Тициано Склави, переданный на экран с любовью и почтением. Впрочем, в книге Франческо - антигерой, даже, может быть, отрицательный персонаж, в фильме же он - харизматичен и притягателен.

Вообще, главное, чем может удивить картина - это количество деталей и подсюжетов. Вот смотрите.

Основной зачин истории - влюблённый гробовщик (под таким названием фильм, кстати, выходил во многих странах мира). Бедный Франческо работает смотрителем кладбища, а по совместительству копает могилы, украшает могилы, следит за процессом погребения усопших. Каждую ночь он бодрствует, ибо вынужден заново успокаивать выстрелом в голову тех, кого накануне уже похоронил и для порядка оплакал. Он ещё издевательски намекает зрителю посредством рассказа от первого лица, что причиной такой неразберихи является не то вирус какой-то, не то военные эксперименты. В общем, между упырями и маленьким итальянским городком, в котором происходит действие картины, стоит только он, Франческо Делламорте и его верный помощник Ньяги, невысокий толстяк, явно имеющий ряд ментальных отклонений.

Однажды на кладбище привозят труп пожилого богача, и когда его предают земле, Франческо замечает в толпе прекрасную вдову, молодую девушку, которую играет Анна Фальки (до этого сыгравшая в фильме "Кольцо Дракона" Ламберто Бавы; но я бы сказал, что роль в "О смерти, о любви" - главная в её карьере). Наш гробовщик сразу же влюбляется в миловидную особу, вдова вроде бы отвечает ему взаимностью, и вот они уже предаются любви прямо на могиле безвременно усопшего мужа. Как вы понимаете, мужу это не слишком нравится, он вылезает из могилы и кусает свою неверную благоверную.

Франческо убивает сначала мужа, а потом, поняв, что девушка укушена зомби, вышибает мозги и ей. И вот вам спойлер: на тот момент она не была мертва, а через укус эта фигня не передаётся. Так что, вдовушка ещё вернётся, причём самым комичным образом.

- У нас ничего не получится, ведь я жив, а ты мертва.
- А я без предрассудков, дорогой.

Но это лишь зачин, и только лишь основного сюжета. А сюжетов и сюжетцев тут, как я говорил, тьма тьмущая. К примеру, Ньяги, помощник Франческо, влюбляется в дочь мэра этого странного города, а когда та умирает, забирает её голову к себе в комнату. Вместе с ожившей головой они смотрят телевизор, устраивают танцы и весело движутся к грустной развязке.

Есть ещё местный глава полицейского управления. Он постоянно оказывается на месте преступления. Сначала он сомневается в том, что зомби восстают, но не подозревает Франческо. Ближе к концу он найдёт трупы и свидетелей нахождения Франческо поблизости, и снова не совсем поверит в его вину. Но при этом он изводит бедного гробовщика, показывая, что следит за ним в оба глаза, между ними начинается та самая игра, словно сошедшая со страниц "Преступления и наказания". Думаю, это соревнование могло бы закончиться чем-то занимательным, но всё не имеет смысла, и это соревнование - тоже.

К тому же, у Франческо есть друг по телефону, некая заблудшая душа, с которой он обсуждает свою работу и которой рассказывает о своих злоключениях. Этот ночной собеседник, как окажется в дальнейшем, своего рода доппельгангер главного героя, и его тоже ждёт интересный финал.

И вот вам последняя деталь: по ходу фильма у Франческо завяжется аж три романа, и каждый раз его возлюбленных будет играть та же Анна Фальки. Ещё в начале фильма гробовщик скажет вдове, что они всегда будут вместе, но вряд ли он подразумевал что-то подобное.


Съёмки и признание

"О смерти, о любви" Микеле Соави снял в качестве некролога уходящей школе итальянского жанрового кино (и сам покинул профессию). Понятное дело, что позднее выходили и другие картины от таких мэтров, как Дарио Ардженто, но в общем и целом эпоха действительно ушла. Поэтому картина напичкана отсылками к классике недорогих хорроров и джалло, выискивать их в ленте - одно удовольствие.

Это оценили и критики, фильм получил массу наград, в том числе на фестивале Festival de G?rardmer, где в тот год председателем жюри был сам великий и ужасный Джон Карпентер. Соави получил ещё несколько наград на разных фестивалях фантастического и хоррор-кино, не обошли вниманием критики и работу Руперта Эверетта (сыгравшего Франческо), и, конечно, спецэффекты, которые по старинке, безо всяких там компьютерных эффектов, реализовал Серджио Стивалетти (ещё один экивок в сторону Ардженто, давний соратник и друг режиссёра). Наградили и художника Массимо Антонелло Геленга, который получил главную итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло». Согласитесь, весьма неплохо для фильма с бюджетом в 4 миллиона.

Как мы уже отметили выше, лучшую роль в карьере, а точнее три роли, сыграла тут Анна Фальки, прекрасная итальянская актриса наполовину финского происхождения. Но нужно оговориться: Руперт Эверетт тут тоже отыграл может не лучшую, но знаковую свою роль. Британец воссоздаёт некий инфернально-хулиганский архетип, ярким примером которого является, к примеру, Эш из "Зловещих мертвецов". Они даже внешне похожи. В дальнейшем актёр будет играть в таких фильмах, как "Влюблённый Шекспир", "Инспектор Гаджет", будет озвучивать принца в "Шреке" и Лиса в "Хрониках Нарнии", сыграет короля Великобритании в "Лондонских каникулах" и полностью сделает биографический фильм "Счастливый принц", где к тому же сыграет главную роль Оскара Уайльда. В общем, его карьера удалась, и сегодня довольно трудно воспринимать Франческо Делламорте, как главное достижение Руперта, но не обращать на него внимания невозможно.

Помощника Франческо сыграл Франсуа Хаджи-Лазаро, француз по происхождению и музыкант по призванию, который снялся в нескольких знаковых фильмах своего времени - в "Братстве волка" Кристофа Ганса, в гротескном "Городе потерянных детей", где он, кстати, встретился с Анджело Бадаламенти, работавшим над саундтреком, и в шикарном "Данте 01" Марка Каро.

В фильме можно, при желании, заметить и камео режиссёра. Микеле Соави там прогуливается по парку, хотя большая часть зрителей его даже не заметила. А если и заметила, то не узнала.

Что вообще нам нужно знать о Соави? Начинал он как актёр, к примеру, снялся в "Городе живых мертвецов" Лючио Фульчи, мелькал в фильмах Джо Д’Амато, снимался у Ламберто Бавы в "Лезвии в ночи" и в "Демонах", работал помощником режиссёра у Дарио Ардженто во время съёмок фильма "Дрожь", а потом играл в его "Феномене". Думаю, не стоит говорить о том, почему его заупокойная итальянскому жанровому кино пронизана таким сильным чувством ностальгии.

В 1989 году Микеле Соави снял "Собор", монументальное полотно, которое должен был режиссировать Ламберто Бава, и от которого сын великого Марио Бавы в итоге отказался под непонятным предлогом.

После того, как Микеле получил все награды, и после того, как фильм "О смерти, о любви" провалился в прокате и стал культовым, режиссёр ушёл из кинематографа. За исключением нескольких незначительных телеролей, никакой творческой активности от него мы не увидели. Впрочем, ему ещё только 63 года, есть ещё время. Было бы желание.

Смотреть онлайн

Трейлер

Галерея изображений