Дракула в кино: ретроспектива вампира

В массовую культуру прочно вошёл образ декадентского монстра, пьющего людскую кровь, и в первую очередь он ассоциируется с графом Дракулой. Персонаж из румынского фольклора, популяризированный романом Брэма Стокера, с самого начала был невероятно кинематографичен. Неудивительно, что очень быстро про него начали снимать фильмы и продолжают это делать до сих пор: за сто лет появилось множество экранных воплощений графа Дракулы.

Талантливые актёры, запоминающиеся образы, эксперименты с жанрами – картины про него могут немало предложить искушённому киноману. Они очень разнообразны, есть среди них как настоящие шедевры, так и низкопробные поделки, экранизации, бережно передающие дух первоисточника, переосмысления, комедийные интерпретации и много чего ещё. Сегодня мы окунёмся в подробное дракуловедение, чтобы изучить их со всех сторон.


Рождение и первые экранизации Дракулы

Прообразом Дракулы, что не секрет, является Влад III Цепеш, правивший Валахией в XV веке. Страшные рассказы про него ходили ещё при жизни: он был известен жестокостью и непримиримостью к врагам, о чём говорит и само прозвище "Цепеш", то есть "кол" (отсюда пошло его ещё одно прозвище: "Колосажатель"). Если поначалу в историях он представал просто тираном и жестоким злодеем, то со временем в них стали добавляться всё более страшные и мистические детали.

В 1897 году был напечатан роман Брэма Стокера "Дракула", в котором и появился он – современный граф Дракула во всём своём великолепии. Автор вдохновлялся не только фольклором, чувствуется, что на него сильно повлияла и литература XIX века, от Диккенса и сестёр Бронте до "грошовых романов ужасов", ставших популярными в то время, ибо в них нередко появлялись вампиры.

Хотя произведение Стокера было тепло принято, но большим хитом не стало: готических романов в те времена выходило немало, так что и "Дракула" не сильно выделился. По-настоящему культовым персонажем, известным каждому (во всяком случае, в западном мире), его сделал кинематограф. Фильмы про трансильванского графа начали появляться ещё на заре этого искусства, не забыт он и теперь: больше века на экранах, не так-то удивительно для вампира, но кто ещё может похвастаться такой долгой жизнью?

"Смерть Дракулы": Венгрия, 1921

Дорогу на большой экран для кровососов открыл "Вампир пустыни" по мотивам поэмы Киплинга. Он появился в 1913 году, и почти сразу следом за ним последовали другие фильмы про этих сверхъестественных существ. До Дракулы дело дошло в 1921 году: Карой Лайтай выпустил короткометражный немой фильм "Смерть Дракулы". Правда, сюжету Стокера он совсем не следовал. Лента не сохранилась, осталось лишь несколько кадров, но её содержание известно благодаря пересказу в виде повести.

Хотя "Смерть Дракулы" считается самой ранней экранизацией, в которой появляется граф, есть сведения о том, что существовал и ещё один фильм, снятый в России в 1920 году. Увы, от него не осталось вообще ничего, а потому нельзя утверждать, что он действительно был снят.


Классический Дракула: Universal и Бела Лугоши

Дракула и Бела Лугоши – одно из лучших сочетаний в истории кинематографа. Венгерский актёр сначала сыграл графа в театральной постановке, а затем, когда Universal Pictures решили заняться фильмом, попросился на роль. Поначалу брать его не хотели, но скончался Лон Чейни, автор идеи, который и должен был сыграть легендарного вампира, а затем бюджет картины был сильно урезан. Лугоши так хотел получить эту роль, что согласился играть Дракулу за совсем скромные деньги.

Дракула Белы Лугоши, 1931

Фильм, который назывался просто "Дракула", вышел в 1931 году. С романом он имел не так много общего: сюжет был полностью переработан, так что остались только отдельные пересечения. В прокате он появился как раз ко дню Святого Валентина и рекламировался как "история самой невероятной любви". Критики отмечали чрезмерную театральность фильма, недостатки декораций и сценария – но он выстрелил и спас студию от банкротства. Классическим стал созданный Лугоши образ аристократичного и стильного, но пугающего вампира – некоторые его черты используют до сих пор.

Интересно, что в тех же декорациях, но только другой командой и по ночам снимался ещё один фильм про того же героя и под тем же названием. Он тоже вышел в 1931 году, но не добился такой популярности и известен как "Испанский Дракула".

У "основного" же фильма появилось три продолжения: через пять лет на экраны вышла "Дочь Дракулы", в 1943 году – "Сын Дракулы", а ещё два года спустя – "Дом Дракулы". Ещё Дракула отметился в нескольких фильмах студии, посвящённых Франкенштейну. Так возникла первая настоящая вампирская франшиза, но даже по длительности перерывов между фильмами понятно, что всё шло не особенно гладко. Никакого плана у студии не было, и почти каждая следующая картина снималась с большими сложностями.

Всё время менялись режиссёры, а сам Лугоши в продолжениях уже не играл. К слову, когда Бела Лугоши умер в 1956 году, его хоронили в театральном костюме Дракулы. Можно сказать, что для гениального венгра эта роль стала определяющей.

"Дочь Дракулы" в исполнении Глории Холден, 1936

В фильме "Дочь Дракулы" самого графа нет: вместо него действует дочь, графиня Мария Залеска. Интересно, что она вообще не упоминается в рассказе "Гость Дракулы", экранизацией которого изначально считался фильм. Более всего он оказался примечателен лесбийским подтекстом: раньше такого на экранах не появлялось, так что сексуальные предпочтения графини стали предметом оживлённых обсуждений в прессе.

"Дочь Дракулы" оказалась не столь успешной, как фильм с Лугоши, к тому же в Британии, к примеру, показ фильмов ужасов был запрещён (а это приличная часть кинорынка того времени!), что могло плохо отразиться на доходах от потенциального продолжения. Universal поначалу и вовсе от него отказалась, но затем работа всё же началась.

В 1943 году в прокат вышел "Сын Дракулы", героем картины стал граф Алукард; это имя – не что иное, как обратное прочтение Дракулы. Сыграл его Лон Чейни-младший, но отзывы критиков о нём в этой роли, да и о фильме в целом оказались смешанными. И всё-таки Алукард тоже вошёл в историю: позже он появлялся в разных произведениях – например, в серии видеоигр "Castlevania" и аниме "Хеллсинг". Ещё картина интересна тем, что в ней впервые была показана трансформация летучей мыши в человека.

Всего год спустя на экраны вернулся сам Дракула – на этот раз его сыграл Джон Кэррадайн. Сначала он появился в фильме "Дом Франкенштейна", а ещё через год – в "Доме Дракулы". Оба произведения обыгрывают встречу разных монстров, а второе завершает сразу три цикла: о Дракуле, монстре Франкенштейна и Человеке-волке. Да, уже тогда существовали кроссоверы!


Второе дыхание: Hammer Horror и Кристофер Ли

После выхода "Дома Дракулы" герой был почти заброшен больше десяти лет, пока им не занялась британская студия Hammer Horror. Благодаря ей появился второй классический цикл: он насчитывает 9 фильмов, и в первых восьми Дракулу играет Кристофер Ли. Актёр создал новый образ самого знаменитого вампира: он мог быть загадочным и мрачным, холодно-аристократичным, а затем в мгновение ока превращался в невероятно опасное и страшное животное. Реплик у Дракулы Кристофера Ли было довольно мало, что он компенсировал разнообразными звуками – в особенности знаменитым стало шипение графа. Запомнился зрителям и его вечный антагонист, доктор Ван Хельсинг в исполнении Питера Кушинга.

Дракула Кристофера Ли

Фильм 1958 года осовременил Дракулу по всем параметрам: он стал цветным, стильным и эротичным. Прежде тему эротики создатели кино про Дракулу старались обходить стороной, но к концу 50-х ситуация созрела. Впрочем, не везде: полная версия ленты с самыми откровенными сценами вообще появилась лишь в Японии. В следующих картинах с Ли студия экспериментировала со всем, с чем только можно, меняя страны, эпохи и жанр, но эротические мотивы в них неизменно оставались.

Кристофер Ли появлялся в роли Дракулы следующие 15 лет, и фильмы с ним стали частью золотого фонда жанра ужасов – многие до сих пор считают именно этот цикл лучшим из всего, что снимали про Влада Цепеша. Но Ли устал от роли, а сюжет фильмов был достаточно однообразным: Дракула раз за разом умирал, возрождался и умирал вновь. В шестой ленте, "Дракула, 1972 год" графа перенесли в современность, но коммерческого успеха ей, как и седьмой, добиться не удалось. В последней картине цикла, "Семь золотых вампиров", Ли вовсе не участвовал: его настолько взбесила предыдущая, что актёр раскритиковал её прямо на пресс-конференции.


Другой Дракула

Не только 60-е, но и последующие десятилетия прошли под сенью запоминающейся роли Кристофера Ли. Но были в это время и другие Дракулы: 70-80-е стали временем экспериментов с образом легендарного вампира, и некоторые получились очень интересными. Так, Пол Моррисси снял при участии Энди Уорхола чёрную комедию-хоррор "Кровь для Дракулы". Графа в ней сыграл ещё молодой Удо Кир, а основой сюжета было щекотливое обстоятельство – ему была необходима кровь девственниц. Ещё одна комедия, "Дракула – отец и сын", примечательна возвращением к роли Кристофера Ли – в ней Дракула, помимо прочего, снимается в хоррорах.

Персонаж стал настолько известным, что на него и ленты о нём начали повсеместно ссылаться, как Роман Полански в "Бале вампиров", или делать его второстепенным героем, как Уильям Крейн в "Блэкуле", где он превратил в вампира чернокожего.

В 1979 году появилась высокобюджетная экранизация в классическом духе. Она оказалась довольно близка к роману Стокера, но не обрела широкой популярности: граф в исполнении Фрэнка Ланджеллы получился слишком обаятельным и совсем не монструозным. Продолжения не последовало, но у картины тоже есть поклонники.

В том же году вышла румынская картина "Господарь Влад", главным героем которой стал исторический Влад Цепеш. Он предстаёт объединителем, который сумел нанести поражение пытавшимся завоевать Валахию туркам, но вместе с тем жестоким правителем. Здесь он обычный человек, а вампиризм ему приписала вражеская пропаганда.

"Господарь Влад", 1979 - настоящий Цепеш

80-е получились для Дракулы не слишком удачными: он появлялся или на вторых ролях, или в не самых известных фильмах. Зато возвращение в 1992 году вышло грандиозным: фильм под лаконичным названием "Дракула" снял сам Френсис Форд Коппола, а графом стал Гэри Олдман, да и остальной актёрский состав был звёздным как на подбор. В сравнении с другими экранизациями эта следует роману очень близко и переносит все основные события. Коппола отнёсся к книге с большим уважением: так, когда основные актёры пришли на первую репетицию, он заставил их сначала полностью прочесть роман Стокера вслух, что заняло двое суток.

Главным изменением стало появление пролога: средневековой истории о превращении Влада Цепеша в вампира. Он показан с человеческой стороны, что добавило его образу многогранности, и стал более трагичным персонажем. Фильм оказался очень стильным и цельным, получил признание зрителей и до сих пор многими считается лучшим из всего, что было снято о самом знаменитом вампире – настоящая классика.

"Дракула", 1992, Гэри Олдман

Спустя три года появилась её полная противоположность: "Дракула: Мёртвый и довольный", пародийная картина Мэла Брукса, главную роль в которой сыграл Лесли Нильсен. Как фильм 1992 года пользуется самой большой популярностью среди серьёзных экранизаций, так этот стал самой известной комедией с Дракулой. Лучше всего она будет понятна тем, кто посмотрел все фильмы о Дракуле, ведь картина полна отсылок к старым фильмам и клише из них. Сам Нильсен пародирует Лугоши, Ли и других актёров, прежде игравших графа.


Дракула нового века

В 2000 году появился очередной новый взгляд на историю: в "Дракуле 2000" действие разворачивается прямо в год выхода лента, сама она снята в стиле молодёжного ужастика, а вампира играет Джерард Батлер – это его первая большая роль. В исполнении Батлера Дракула получился одновременно опасным и обольстительным, а сам фильм оказался далеко не столь безыдейным, как можно подумать: он не ограничился простым переносом действия в современность, а стал сиквелом романа Стокера, и вместе с тем предложил совсем другой взгляд на происхождение графа.

Сборы фильма оказались разочаровывающими. Несмотря на это появились два продолжения, но их бюджет был в разы ниже, а из актёрского состава почти пропали звёзды. Самого Дракулу во втором фильме сыграл Стивен Биллингтон, а в третьем Рутгер Хауэр. Получились непримечательные B-movie, и не более того.

Даже телефильм "Князь Дракула" 2000 года стоит выделить больше: это ещё одна попытка рассказать о Владе Цепеше как об исторической фигуре. Если хочется чего-то подобного, но румынский фильм 1979 года смотрится тяжело, можно попробовать этот, хотя не стоит ждать от него подлинной историчности.

"Дракула 3D", 2012 от Дарио Ардженто

Между прочим, Рутгер Хауэр сыграл и главного врага Дракулы Ван Хельсинга в фильме "Дракула 3D" Дарио Ардженто, который вышел в 2012 году и запомнился уморительной компьютерной анимацией и в очередной раз полуголой Азией Ардженто. Самого вампира в этом фильме играет Томас Кречманн.

В 2004 году легендарного вампира и вовсе занесло в далёкое будущее: в фильме "Дракула 3000" он оказался на космическом корабле. Впрочем, картина только этим и примечательна: критики и зрители остались ею недовольны.

Примета последних лет: обилие сериалов, в том числе и про Дракулу. Из самых примечательных стоит выделить два: 2013 и 2020 года (оба называются просто "Дракула"). В первом вампира сыграл Джонатан Рис-Майерс, его персонаж получился очень необычным: в Лондоне викторианской эпохи он выдаёт себя за предпринимателя из США и продвигает современные технологии, но на деле стремится к мести. Второй создан Марком Гэтиссом и Стивеном Моффатом, известными прежде всего по новому "Шерлоку Холмсу" BBC. Их Дракула – смесь хоррора и юмора, адаптация вышла весьма любопытной.

Ещё одна достойная внимания экранизация, на этот раз полнометражная, появилась в 2014 году (в отечественном прокате просто "Дракула"). В ней излагается новая версия истории появления вампира: действие опять переносится в средневековые Валахию и Турцию, рассказывается о юности будущего Дракулы, и о том, как и почему он превратился в монстра. В соответствии с новыми веяниями фильм обрёл оттенок тёмного фэнтези. Главную роль сыграл Люк Эванс, а режиссировал картину Говард Шор.

Вместе с ней Дракула вновь вернулся к Universal – компании, столь знаменательной для этого персонажа. Первоначально планировалось, что фильм станет первым в линейке "Тёмной вселенной", в которой бы вновь объединились классические монстры Universal. Но планы не были реализованы, даже несмотря на умеренный успех в прокате: продолжения не последовало, а весь проект "Тёмной вселенной" вскоре свернули.

Но за самого известного вампира волноваться не приходится: он уже не раз переживал спад популярности, за которым всегда следовал очередной взлёт. Такая уж у него судьба – бесконечно умирать и возрождаться.