Итальянский каст "Невероятных приключений итальянцев в России"

Предполагаю, что наши постоянные читатели будут удивлены. Да, сегодня мы говорим о «Невероятных приключениях итальянцев в России». Но не пугайтесь, не пугайтесь, о самом фильме будет минимум разговоров, ибо меня сегодня он уже совершенно не интересует. Смотрел я его десятки раз, комедийный жанр – не мой, да и разбирать советское кино – себе дороже.

Нет, меня больше интересует то, что происходило на итальянской стороне в процессе производства. Копнув поглубже, мы с вами столкнёмся с коварством Дино де Лаурентиса, обнаружим связь с вездесущим Фульчи, неожиданную и специфическую связь с Пазолини, а также узнаем о том, что главное украшение фильма – актриса Антония Сантилли – на самом деле актриса эротического кино. Приступим?

Дино де Лаурентис и его Кинг-Конг

Дино де Лаурентис. Как появился проект фильма?

Продюсером картины «Невероятные приключения итальянцев в России» выступил легендарный Дино де Лаурентис. Если вдруг вы не в курсе, что в нём легендарного, я проясню: он продюсировал два фильма Феллини, фильмы Висконти, Пазолини, Бергмана, Годара, Стено, помог молодым весёлым режиссёрам, среди которых был Тинто Брасс, снять волнующий фильм «Моя госпожа» в 1964, продюсировал фильм Марио Бавы «Дьяволик», он ответственен за «Барбареллу» Роже Вадима, «Ватерлоо» Бондарчука-старшего.

В семидесятых он перебрался в США, где занялся блокбастерами типа «Кинг-Конга» 1976 года, «Конана-Варвара» с железным Арни, «Армии Тьмы» из серии Зловещих мертвецов. Он дал Линчу возможность снять «Дюну» и «Синий бархат», помог Ридли Скотту снять «Гладиатора», глубоко погрузился в богатый внутренний мир Стивена Кинга и продюсировал Ганнибала и Красного дракона.

В общем, Лаурентис – гений в своей отрасли, в отрасли продюсирования прибыльного кино. Именно поэтому за итальянскую часть работы над Итальянцами отвечал именно он. Попробую объяснить, насколько мне хватает осведомлённости.

Кинорынок в Италии, похожий с точки зрения механизма работы скорее на американский и европейский, нежели на Советский, предполагал достаточно короткое пребывание фильма в прокате. Несколько недель, может, месяц-полтора, не более. Советский Союз в этом смысле, был, конечно, золотой жилой, ибо фильм, получивший достаточное госфинансирование, мог находиться в прокате хоть целый год, а зритель, голодный до хотя бы частично иностранного кино, готов был ходить на один и тот же фильм по десять раз.

К тому же, неожиданная либерализация режима привела к началу культурного обмена и появлению международных проектов. Насколько люди внутри советского инфополя были заинтересованы в западной культуре, настолько на Западе любопытствовали о том, что там такое происходит по ту сторону железного занавеса. Произведения советских деятелей культуры неизменно пользовались вниманием общественности.

Сложив в уме два этих фактора, Лаурентис предположил, что на них можно хорошо заработать. Плюс, статус первопроходца – тоже, знаете ли, неплохо для бизнеса. И тогда Дино обратился к тому режиссёру, которого знал, и о котором кто только не слышал. И нет, это ещё не про Рязанова, это про Бондарчука-старшего. После «Войны и мира» об этом режиссёре заговорили по всей планете, и поработать с ним было весьма привлекательной мечтой. Дино де Лаурентис эту мечту осуществил. В результате международного сотрудничества на свет появился фильм «Ватерлоо». Но случилась незадача. В результате сделки итальянская сторона осталась, скажем так, немножко в долгу перед советской. Я ведь говорил, что Дино – коварен, да?

Кадр из "Ватерлоо" Сергея Бондарчука

И тогда, дабы урегулировать спор в мирном ключе, возникла идея снять ещё один фильм. Скажем прямо, он был больше нужен советской стороне, нежели итальянской. Собственно, этим во многом объясняется, что от нас на площадку поехали звезда всех звёзд Андрей Миронов, всеобщий любимчик Евгений Евстигнеев, а самым известным итальянским артистом в кадре можно считать Нинетто Даволи, который вообще не актёр, и в кино попал через постель Пазолини. Но об этом чуть позже.

В общем, для советской стороны это был проект имиджевый. Вы, вероятно, помните, как Советский Союз представлен в фильме (хотя какой Советский Союз? Россия, Россия, даже в название вынесено). Чистые улицы, честная милиция, нашедшим клады вручаются премии размером 25% (а это ведь огромные деньги!), за подрыв бензоколонки мафиозе предъявили штраф, в кадре – исключительно исторические здания, самые европейские районы двух столиц, ну и так далее. Ни многочисленных памятников Ленину, ни плакатов о труде и социализме, только осколки старого дореволюционного мира, подкрашенные и обновлённые. Союз показан максимально цивилизованным и благожелательным, ничем не хуже Рима, который мельком показали в начале картины.

А для Лаурентиса это был проект-возврат долга, вынужденный так сказать. И хоть принято считать, что увидев кассовые успехи в Союзе и гениальность Рязанова в качестве режиссёра, Дино пожалел о том, что не подогнал актёров получше, это ситуацию уже никак не меняет. Чтобы вы понимали, за первый год проката фильм посмотрели 50 миллионов человек, то есть, пятая часть всего населения страны.

Давайте же посмотрим на то, кого именно удалось достать Лаурентису для съёмок в столь важном международном проекте.


Актёры со сложными судьбами

Центральная роль в фильме – это, собственно, внучка русской старушки в эмиграции, Ольга. Тут Дино пошёл простейшим путём: нужна была миловидная итальянка, которая смогла бы завоевать сердца зрителей, а искать столь яркую особу есть смысл в жанрах, специализирующихся на секс-бомбах. Конечно, я говорю об эротическом кино. Антония Сантилли, отправленная Лаурентисом на баррикады, никогда не была известной актрисой, и в принципе изначально работала моделью. Её первая роль в кино – это даже не роль, она, так сказать, сдавала себя в аренду Орнелле Мути, снимаясь вместо неё в самых спорных сценах фильма Умберто Ленци «Идеальное место для убийства». Итало-французское джалло Ленци само по себе достаточно забавное зрелище: сюжет картины заключается в том, что молодые авантюристы Дик и Ингрид колесят по Европам, зарабатывая денюжку продажей материалов фривольного содержания, в том числе собственноручно произведённых. В результате некоего происшествия, они лишаются всех денег и вынуждены остановиться на ночь в огромном особняке, где оказываются втянуты в смертельно опасную игру хозяйки дома Барбары, которая недавно укокошила своего мужа, а теперь жаждет на кого-то повесить сие злодеяние.

Антония Сантилли

Дальнейшая карьера у Антонии сложилась предсказуемым образом. На её счету роли в таких фильмах, как «Спасибо, синьоры путаны», «Боккаччо», «Моё тело в ярости», «Декамэротикус» (что особенно иронично после фильма «Боккаччо»), спагетти-вестерн Проповедник, «Он и я» - комедийный фильм, в котором главный герой разговаривает со своим пенисом, и так далее. На фоне этого безобразия выделяются два фильма – наш сегодняшний герой, который стал заключительной её работой в большом кино, и фильм, обладающий в Италии культовым статусом – «Босс» Фернандо Ди Лео. Эта картина относится к полициотески, жанру криминального боевика / триллера.

К слову, как считает Википедия, ради Итальянцев Антония отказалась от съёмок в фильме «Серпико» с Аль Пачино. Я не уверен в этом, но никаких источников на понятном мне языке найти не удалось. Вероятнее всего, главная роль в авантюрной советско-итальянской работе показалась ей интереснее, чем роль в Голливуде на заднем плане.

По Антонии можно понять, насколько в лоб Лаурентис подбирал актёров.

Давайте перейдём к двум санитарам – Антонио и Джузеппе.

Алигьеро Носкезе с женой и котом

Сперва поговорим об Алигьеро Носкезе, сыгравшем Антонио, ибо этот человек лично мне интересен больше прочих. Дело в том, что в начале своей карьеры он снялся в комедии «Двое Легионеров». В видео про Лючио Фульчи я рассказывал, что этим фильмом Фульчи умудрился спасти от банкротства студию Титанус. Так вот, Носкезе тут сыграл Мустафу Абдул Бея, и взяли его на эту роль не из-за внешности, как вы можете понять, а из-за того, что Алигьеро вообще-то пародист. Он идеально имитировал голоса, акценты, манеру речи, за что и был отмечен многими режиссёрами. С Антонией он, кстати, уже сталкивался на съёмочной площадке «Боккаччо».

К сожалению, карьера актёрская Носкезе не сложилась каким-то особенным образом, он остался малоизвестным на родине, но успел сняться у Франко Проспери в фильме «Другое лицо покровителя» и в криминальной комедии Бруно Корбуччи «Будущее за коммерцией!?» (вообще у Корбуччи он был частым гостем, 4 совместных фильма – это вам не шутки). История жизни актёра закончилась довольно скоро и не самым лучшим образом. У него развилась депрессия, что вообще свойственно актёрам комического жанра, и 3 декабря 1979 года он застрелился в палате римской клиники.

Нинетто Даволи, фильм "Цветок 1001 ночи"

А вот Нинетто Даволи жив до сих пор. Его присутствие в картине Рязанова вызывает у меня много вопросов. Не поймите меня неправильно, он замечательный актёр, но в СССР, если что, за мужеложство предполагалось тюремное заключение, а Нинетто, он же Джованни, попал в кино через постель, и не чью-нибудь, а самого Пьера Паоло Пазолини. Странно, что руководство Мосфильма не проверило этот факт, особенно учитывая то, что Пазолини в Союзе знали и относились к нему настороженно.

Будучи ещё совсем молодым парнем, Нинетто познакомился с Пазолини и вступил с ним в близкие отношения, и только потом тот пригласил его сняться в своём фильме «Евангелие от Матфея». Иронично получилось. Никакого актёрского образования у Нинетто не было, и вообще играл он в основном лёгкие, достаточно весёлые роли. Пазолини привлёк его на главную роль в «Птицах больших и малых», снимал в «Царе Эдипе», «Теореме», «Свинарнике», «Декамероне», «Кентерберийских рассказах» и «Цветке тысячи и одной ночи». Следом за ним парня приглашали поработать Бертоллучи (в фильм «Партнёр»), Серджо Читти, Джулиано Монтальди.

Появился любовник и любимый актёр Пьера Паоло и в биографической ленте «Пазолини» Абеля Феррары, там он почему-то сыграл Эдуардо Де Филиппо. Самого Пазолини там убедительно отыграл Уиллем Дефо, если вы помните.

Тано Чимароза в фильме "Комиссар Пепе"

Ещё более странным кажется выбор на роль мафиози сицилийца Тано Чимароза. Главный его талант – театр марионеток, и в этом деле он считается чуть ли не гением. А вот как актёр Тано успел поработать в достаточно малом количестве фильмов, в основном режиссёра Дамиано Дамиани, который снимал жестокие фильмы про мафию. То, что принято называть криминальной драмой. Впрочем, в списке ролей Тано значится работа в «Новом кинотеатре Парадизо» Джузеппе Торнаторе, фильме, завоевавшем Оскар и два Феликса. Вот только роль у него там далеко не главная.

В 90-х актёру удалось засветиться в короткометражке того же Джузеппе Торнаторе «Чистая формальность», где он делил экран с Жераром Депардье и Романом Полански, а последней работой Тано стала картина «Фабрика звёзд» (снова Торнаторе). Её также выдвигали на Оскар, но на этот раз удача отвернулась.

В списке актёров, которых привёл в фильм Лаурентис, значится ещё несколько фамилий.

Джиджи Баллиста, "Дамы и господа" Пьетро Джерми

Во-первых, Джиджи Баллиста, актёр ещё старого, чёрно-белого итальянского кино. Играл роли в картинах Лилианы Кавани и Пьетро Джерми, засветился где-то на заднем плане в «Сатириконе» Феллини (его даже в титрах не указали), а после Итальянцев сыграл у Стено в «Полицейской», в фильме «Стависки» с Бельмондо в главной роли, в эротическом продолжении «Полицейской» под названием «Полицейская делает карьеру», в 1976 году неожиданно принял предложение Тинто Брасса сняться в «Салоне Китти», а последним крупным проектом, в котором он играл, стал оскароносный «Полуночный экспресс». Как вы понимаете, несчастный доктор из Итальянцев нигде не играл главных ролей.

Забавно, что куда интереснее сложилась история карьеры Франки Скьютто, которую вы наверное даже не помните. Эта актриса в Итальянцах сыграла жену Розарио Агро, ту самую, которая снова родила ему девочку.

Дело в том, что Франки хоть и не была прям уж популярной, но зато на вторых ролях засветилась в куче великих фильмов Италии того времени. Её можно увидеть у Пазолини в «Кентерберийских рассказах» и «Цветке тысячи и одной ночи», в «Последнем танго в Париже» Бертолуччи, в картинах Бруно Корбуччи и многих других итальянских режиссёров.

Франка Скьютто, фильм "Камень во рту"

Несколько интересных фактов

Ну и напоследок, немного интересного. Со-сценаристами фильма выступал знаменитый дуэт комиков Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа (Пиполо). Они и сами были режиссёрами, снимали фильмы с Челентано и Орнеллой Мути. Оригинальный же сценарий, предоставленный Брагинским и Рязановым, Дино де Лаурентис забраковал, именно пронырливый итальянец превратил комедийную картину в роад-муви, жанр совершенно нетипичный для советского кино.

Композитором, написавшим музыку для фильма, был Карло Рустикелли, выпускник Болонской консерватории, поработавший и с Марио Бавой, и с Лючио Фульчи, и с великим Бертолуччи, и с шалуном Джо Д'Амато. В его послужном списке аж 300 картин. За заслуги перед Италией в его честь даже назвали музыкальную премию, представляете? А ещё Рустикелли - отец Алиды Келли, весьма популярной певицы в России и странах СНГ.

И вот вам ещё факт, который показался мне забавным. Помните сцену, в которой герой Миронова прыгает за кладом под воду? Я тоже не особо помню. А она снималась в Неаполе. Вот это неплохая командировка получилась, да?

Смотреть онлайн

Трейлер

Галерея изображений