Не думаю, что на страницах нашего сайта будет часто фигурировать фамилия Райана Гослинга. Основу его карьеры составляют блокбастеры, и даже если это достаточно хорошие фильмы, вроде «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнёва, особого интереса для нашего взыскательного читателя они не представляют.
Нет, в карьере актёра встречались необычные роли: к примеру, он играл в легендарном и практически неизвестном сегодня канадском сериале «Пси-Фактор» (а я его в детстве обожал), артхаусном триллере «Только бог простит», а сейчас трудится почётным исполнительным продюсером фильма «Человек-волк» (он, собственно, и должен был сыграть оборотня, но не сыграет). Ещё я обратил внимание на короткометражку «Печать зла» 2011 года – очень уж мне понравились перечисленные характеры – «безумец» в исполнении Брэда Питта, «социопат» в исполнении Руни Мары, «зловещая кукла» в исполнении Гэри Олдмана и так далее. Занимательная штука, в общем.
Но мы тут с вами собрались для того, чтобы обсудить режиссёрский дебют Гослинга, а именно – фильм «Как поймать монстра». Хотя, давайте сразу же оговоримся: перед нами не настоящее название фильма, а рабочее, его не сохранили, вероятно, именно потому, что оно вообще не подходит сценарию. Реальное же название картины - «Lost River», и вот оно действительно имеет смысл, ибо сюжет этой ленты, можете смеяться, схож с сюжетом «Прощания с Матёрой» Валентина Распутина. Нет, правда.
Чем меня изначально заинтересовала картина? В синопсисе было сказано, что фильм сильно попахивает Линчем (а это мы любим, правда?), в списке актёров значится мой любимый Доктор Мэтт Смит, но что ещё интереснее и важнее для меня – в нём указана и великая Барбара Стил. Если вы не помните, кто это, отсылаю вас к соответствующему материалу, кратко указав, что эта актриса была первой королевой крика у Марио Бавы, Дэвида Кроненберга, Рикардо Фредо и Роджера Кормана, а также сыграла небольшую, но очень красивую роль у Феллини в моём любимом «Восемь с половиной».
Короче, эта совокупность привлекательных черт заставила меня сесть и одним махом просмотреть фильм. И, должен сказать, я не пожалел потраченного времени, хотя хвалебные эпитеты, возможно, несколько преувеличены.
«Как поймать монстра» - это меланхоличный и чутка артхаусный фильм, но все его длинноты и специфические планы больше похожи на работу студента кинематографического ВУЗа, порой, довольно часто, эти средства выразительности используются в картине просто так. Если у Тарковского или Бергмана они органичны (ухо, ухо Донатаса Баниониса!), если у Линча они нужны для того, чтобы заставить зрителя сомневаться в собственной адекватности, то у Гослинга, к сожалению, они воспринимаются только лишь как стилизация.
Но с другой стороны (а в таких вопросах всегда есть другая сторона) эти размеренные и исключительно художественные кадры включают восхитительный бэкграунд, просто смотреть на который – удовольствие сродни мировосприятию Джона Рёскина.
***
История, что разворачивается на великолепном фоне мёртвых городов двухэтажной Америки, не может похвастаться особой интригой.
Сюжетных линий тут три.
Первая – история паренька Боунса (Иэн Де Кэскер), который мечтает найти денег на починку своей старой, как мамонтовы следы, машины. Машина нужна ему, конечно же для того, чтобы свалить из этой дыры, а деньги он ищет таким образом: в пустых домах пытается разжиться цветметом, чтобы потом сдать его на ближайшем пункте переработки отходов. К сожалению, вымерший Лост-Ривер – не совсем пуст, там обретается некий психопат, преступник-романтик Булли в исполнении Мэтта Смита. Психопат он – потому что любит орудовать ножницами в сторону живых существ, преступник – потому что он как бы «держит» эту пустую зону, похожую больше на Припять, а романтик – потому что является королём безлюдного королевства. Совершенно непонятно, зачем ему всё это нужно, ведь перспектив нет и у него, разве что всю жизнь сидеть в заброшке и смотреть в костёр. С другой стороны, хоть царство и маленькое, зато своё, да?
Для Боунса, а заодно и для его романтического интереса – девочки Рэт в исполнении Сирши Ронан (девочка держит крысюка в качестве домашнего животного), именно Булли является монстром, которого нужно победить.
Вторая сюжетная линия – это история матери Боунса, которую зовут Билли (Кристина Хендрикс).
Да, у Гослинга явно какие-то проблемы с именами, ибо у нас тут аж три «Б» (Билли, Боунс и Булли) и две «эт» (Рэт и Кэт). Есть ещё Дейв. В общем, с именами какая-то фигня.
Так вот, мать у паренька очень специфическая. Она не работает и никогда не работала, при этом у неё двое детей и дом, оплатить аренду которого она не в состоянии. В банке, прийдя за займом, она встречает очень подозрительного менеджера по имени Дейв, который предлагает ей решить финансовые проблемы особым способом. Можно подумать, что это будет история про низкую социальную ответственность, но тут Райан жестоко надо нами посмеялся, так как способ оплатить дом, предложенный Дейвом, оказался очень неожиданным.
В общем, менеджер по ходу дел является владельцем некого заведения, которое специализируется на хоррор шоу. Проще говоря, на сцену выходит персонаж, с ним происходит кровавое месиво, персонажа уносят, а за кулисами оказывается, что всё это постанова и спецэффекты. Тут как раз блистает некая Кэт в исполнении Евы Мендес, она в заведении – что-то типа звезды.
Монстром в этой истории является Дейв, который таки просто хотел не самым классическим образом удовлетворить свои похотливые желания при помощи Билли, хотя и действительно помогал ей деньгами.
Наконец, третья история. Поначалу она развивается где-то на фоне, и проявляется, как лидирующая только под конец фильма. Речь идёт о «проклятии» Лост-Ривер. Верит в него и говорит о нём исключительно девочка-крысовод Рэт, которая вынуждена жить с совершенно выжившей из ума бабкой. Как раз эту самую бабку и играет очень постаревшая, и всё такая же дьявольская Барбара Стил. В кадре на мгновение даже появляется один из самых знаменитых её портретов шестидесятых годов, чтобы у нас не осталось сомнений в личности женщины.
Так вот, бабка эта, как и весь город Лост-Ривер, словно застыла в безвременье, загипнотизированная старым чёрно-белым кино. Она, в сущности, это застывшее время и символизирует, а значит, является как бы индикатором проклятья.
Чтобы снять с города проклятье, необходимо достать что-то ценное со дна затопленной части города, и артефактом становится голова бутафорского динозавра, обретавшегося когда-то в экспозиции тематического парка. После того, как голова поднимается со дна силами Боунса, монстров удаётся упокоить, а главным героям – тем, кто дожил – удаётся выбраться из застывшего Лост-Ривера. Впрочем, будущее их очень туманно, но в данном случае открытая концовка – лучший выбор, молодец, Райан.
***
Давайте скажем пару слов о персоналиях. Условно главная роль в фильме досталась номинантке многих премий, самой сексуальной женщине в мире образца 2010 года Кристине Рене Хендрикс. Мы могли видеть её много где, в частности, в гостях в сериале «Светлячок», но ролью, принесшей ей популярность, однозначно стала героиня Джоан из сериала «Безумцы». А Гослинг, вероятно, познакомился с ней на съёмках «Драйва», тут всё просто.
Актёр, сыгравший старшего сына, Иэн Де Кэскер, тоже особо нигде не светился. У него была роль в экранизации Уэлша «Грязь», роль агента Лео Фитца во всяких марвеловских сериалах, и пара появлений в ужастиках среднего пошиба.
Про Мэтта Смита, самого молодого Доктора Кто и Деймона Таргариена из «Дома Драконов», можно особо не рассказывать, как и про Сиршу Ронан, которую в России обожают как минимум за роли в «Отеле Гранд Будапешт» и в «Маленьких женщинах».
Вы можете заметить, что мне довольно скучно всё это перечислять. И знаете, что из этого выходит? Правильно, что самым интересным персонажем тут является прекрасная Барбара Стил. Такие дела.
Куда интереснее, как по мне, Бенуа Деби – это оператор, причём сумасшедше хороший. Не так давно, к примеру, он снимал клип Stromae “L’enfer”, а вообще на его счету – «Вихрь», «Вечный свет», «Экстаз», «Любовь» и «Необратимость» Гаспара Ноэ (а там операторская работа просто сумасшедшая!), музыкальная драма «Танцовщица» Стефани Ди Жюсто, «Игрок» Дарио Ардженто.
Композитором вызвался поработать Джонни Джуэл, и сам – режиссёр, но писавший музыку для «Зеровилля» Джеймса Франко и «Бронсона» с Томом Харди в главной роли. Кстати, в качестве музыканта группы Chromatics он появлялся в третьем сезоне сериала Твин Пикс.
Фильм получил две номинации на Каннском фестивале, и на этом его триумфальное шествие кончилось.
В качестве какого-то итога, позвольте мне поделиться следующей мыслью: даже когда мировые звёзды кино берутся за собственные фильмы, они обычно проваливаются. История помнит очень мало действительно успешных актёров, которые хорошо показали себя в режиссуре. И всё же, я полагаю, что «Как поймать монстра» или, вернее, Лост-Ривер - это как раз пример достаточно удачного режиссёрского дебюта. Можно смело смотреть и обсуждать, благо, есть что.