Монстры Universal: история и перспективы

В 2017 году вышел многих разочаровавший американский фильм "Мумия" с Томом Крузом и совершенно очаровательной француженкой алжирского происхождения Софией Бутелла. Если хотите посмотреть на неё во всей красе, милости просим в "Экстаз" Гаспара Ноэ, но сейчас не о том.

Фильм "Мумия" был не просто очередным развлекательным кино, но ещё одной отчаянной попыткой студии Universal заиметь свою киновселенную. Базис для неё был заложен давным давно, ещё в 1923 году, когда компания выпустила первый из череды своих великих хорроров фильм "Горбун из Нотр-Дама". В результате с 1923 по 1956 год, когда всё это дело сошло на нет, было выпущено более 30 фильмов, которые принято объединять в серию "Монстры Universal", в свою очередь входящую в более крупную франшизу "Классические фильмы ужасов Universal". Понятно, что такая классификация является скорее классификацией пост-фактум и вообще притянута за уши, однако же подобное разделение имеет место.

"Мумия" 2017 года

Впоследствии британский Hammer Horror повторит этот успех и наклепает собственных ужастиков столько, что не унести в авоське, и это понятно: классические монстры не могут быть зарегистрированы как чья-то интеллектуальная собственность. Вы тоже, при желании, можете снять свою серию фильмов о монстре Франкенштейна, Дракуле и прочих, так что дерзайте.

Забавно то, что сегодня, в пору монополии Marvel на киновселенные, Universal так и не смогла воскресить собственную, хотя была первой компанией, которая когда-то создала само это явление. Давайте немного поговорим о классических монстрах и о том, какое влияние на мировую культуру они оказали.


Классические монстры Universal

Несмотря на громкое название "Монстры Universal", киновселенная вовсе не наводнена великим множеством фантастических существ. Наоборот, все сюжеты вращаются всего лишь вокруг нескольких икон хоррор-жанра, а некоторые фильмы вообще лишены всяческой мистики и берут скорее маньячной составляющей. В списке главных страшилок - Дракула, монстр Франкенштейна, Мумия, Человек-невидимка, Человек-волк и Тварь из Чёрной лагуны. Ещё есть их многочисленные дети, жёны, иногда появляются сторонние персонажи - тот же Горбун, Призрак Оперы и знаменитый комедийный дуэт Эбботт и Костелло, который постоянно встречает каких-нибудь классических монстров.

Вот, собственно, и всё.

Стоит отметить, что к серии "Классические фильмы ужасов Universal" относят некоторые другие хорроры, которые, вообще-то, не совсем соответствуют базовым критериям. К примеру, в англоязычной википедии в перечень фильмов Monster Universe не входит фильм "Горбун из Нотр-Дама" 1923 года, хотя продюсеры Universal считат его своим... монстром (и даже, ходят слухи, готовили его к перезапуску в наше время, если бы не успехи "Мумии"). Ещё к основной серии относят картину "Убийство на улице Морг" - экранизацию повести Эдгара По, "Чёрный Кот", фильм, в котором впервые встретились Бела Лугоши и Борис Карлофф, "Ворон" с Лугоши, "Тарантул" 1955 года и "Этот остров Земля", фантастический фильм того же 1955 года выпуска. Во всех этих фильмах монстров почитай что и нет, так что о них мы говорить почти не будем.


Дракула

А началось всё, конечно, с Дракулы. О нём у нас на сайте недавно выходило огромное расследование, так что особо останавливаться на похождениях вампирского графа мы не будем, скажем лишь, что именно фильм о Дракуле 1931 года, в котором в роли вампира дебютировал Бела Лугоши, положил начало вселенной монстров, ибо коммерческий успех и быстро развившийся культ дали большим дядям из совета директоров понимание того, что интересует публику.

"Дракула" 1931 года и Бела Лугоши

Дракулу в разное время играли разные актёры. Главным, конечно, остаётся Бела Лугоши, к этой роли он вернулся в том числе в 1948 году в комедийной картине "Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна". В фильмах "Дом Франкенштейна" и "Дом Дракулы" 1944 и 1945 годов соответственно графа играет Джон Каррадин. Что касается семьи Дракулы, у него есть дочь Мария Залеска (в исполнении Глории Холден) и сын Алукард (Лон Чейни мл.) - они являются главными героями фильмов "Дочь Дракулы" и "Сын Дракулы".


Монстр Франкенштейна

На втором месте по узнаваемости стоит монстр Франкенштейна, совершенно гениально воплощённый на экране Борисом Карлоффом. Вообще, Лугоши и Карлофф - два главных символа фильмов ужасов Золотого века, они, несмотря на извечный спор, кто из них страшнее, часто появлялись на экранах вместе и так же вместе вошли в историю кино.

Первым появлением сшитого и оживлённого монстра на большом экране стал фильм "Франкенштейн" того же 1931 года. Нужно заметить, что он тоже быстро оброс социальными связями и семьёй: уже в 1935 году вышел фильм "Невеста Франкенштейна", в котором двойную роль Мэри Шелли и титульного персонажа, той самой невесты, сыграла актриса Эльза Ланчестер. В 1939 году публика узнала, что у безумного доктора Франкенштейна теперь есть ещё и сын с семьёй. В этой картине был введён ещё один персонаж - Игорь, в исполнении Белы Лугоши, который тут играет роль некого злого гения, указывающего монстру, что и как тому нужно делать.

"Франкенштейн" 1931 года и Борис Карлофф

Далее произошло то же, что происходило с Дракулой. Фильмы про монстра и наследников доктора стали выходить регулярно: так в 1942 году вышло прямое продолжение "Сына Франкенштейна" под названием "Призрак Франкенштейна", но монстра тут уже играет Лон Чейни мл., а Игоря - всё ещё Бела Лугоши. В 1943 году всё стало ещё сложнее, ибо монстр Франкенштейна, теперь уже в исполнении Лугоши, встретил Человека-волка в исполнении Чейни мл.

И дальше проще не становилось: в 1944-ом на свет появился "Дом Франкенштейна", в котором вернулся Борис Карлофф, правда теперь в роли доктора Ниманна, и опять сыграл Лон Чейни мл., а также появился Дракула в исполнении Джона Каррадина. В общем, та ещё мешанина.

Кончилась эпоха Франкенштейна так же, как и эпоха Дракулы. В 1948 году вышел фильм "Эбботт и Кастелло встречают Франкенштейна", в нём иронично прошлись по популярности персонажа и закрыли за ним дверь.


Мумия

Судьба Мумии была примерно такой же. В 1932 году вышел титульный фильм этой подсерии, в котором роль Имхотепа сыграл Борис Карлофф, в 1940 - "Рука Мумии", в которой роль восстающего египетского фараона досталась уже Тому Тайлеру. Эти фильмы никак особо не связаны, разве что единой концепцией сюжета, и это действительно уникальный случай для вселенной монстров Universal.

"Мумия" 1932 года и Борис Карлофф

Но дальше началось предсказуемое: мумия тоже вышла в тираж. В 1942 году в прокат выходит первое продолжение "Руки Мумии" под названием "Гробница Мумии", в ней персонажа, сыгранного ранее Томом Тайлером, играет Лон Чейни мл. (чувствуете, какой стабильный у студии был каст?), в июле 1944 выходит "Призрак Мумии", а в декабре - "Проклятие Мумии", в котором персонаж Чейни в последний раз появляется на экране.

Эпоха подфраншизы "Мумия" завершается по традиции комедийным фильмом "Эбботт и Костелло встречают Мумию". По совпадению, этот фильм является также последним в списке совместных работ комедийного дуэта и студии Universal.


Человек-невидимка и Человек-волк

Такие знаковые персонажи, как Человек-невидимка (герой романа Уэллса) и Человек-волк, созданный студией на основе легенд об оборотнях, получили несколько меньше экранного времени. Первый фильм серии про Человека-невидимку вышел в свет в 1933 году, харизматичного доктора со страстью к исчезновениям Джека Гриффина тут играл актёр Клод Рейнс. Фильм выстрелил неплохо, но продолжения в этом десятилетии не последовало, только в 1940 году наконец презентовали картину "Человек-невидимка возвращается", центральную роль в которой исполнил легендарный Винсент Прайс, а брата Джека Гриффина из первой части сыграл Джон Саттон.

"Человек-невидимка" 1933 года

В том же году выходит картина "Женщина-невидимка", в которой главную роль исполнила удивительная большеглазая актриса Вирджиния Брюс. Фильм представляет собой не столько хоррор, сколько романтическую комедию с мрачными элементами, что, по всей видимости, связано с тем, что главным протагонистом выступает женский персонаж и аудитория предполагалась женская. Ну, это были сороковые годы.

В 1942 году выходит "Невидимый агент", эксплуатирующий тему идущей в тот момент Второй мировой и не привносящий в историю серии ничего нового или хотя бы интересного. Последний же серьёзный эксперимент в мире людей, умеющих становиться невидимыми, назывался "Месть человека-невидимки", этот фильм вышел в 1944 году и вернул зрителей в гущу семейных разборок Гриффинов. История наконец была завершена.

А вот последним несерьёзным фильмом серии, вы будете смеяться, стала очередная комедия "Эбботт и Костелло встречают Человека-невидимку" 1951 года. Нежданчик, правда?

"Человек-волк" к разбору вообще опоздал, он, в отличие от более известных собратьев, появился на киноэкранах только в 1941 году и отличался не зависящим ни от каких литературных произведений сценарием. Сыграл волка тот самый Лон Чейни младший, в фильме также умудрился засветиться Бела Лугоши. К слову, снялась в картине и русская актриса Мария Успенская.

"Человек-волк" 1941 года

Следующее появление оборотня на больших экранах произошло в рамках упомянутого уже выше кроссовера "Франкенштейн встречает Человека-волка" в 1943 году. Роль волка всё ещё исполнял Чейни, а вот монстром Франкенштейна на этот раз назначили Белу Лугоши, тем самым совсем сломав голову поклонникам франшизы.

На этом история Человека-волка и закончилась. Он, в отличие от старших товарищей, не встречался с Эбботтом и Костелло, что, конечно, досадно, но что ещё важнее, персонаж так и не стал культовым, хотя очень к этому стремился. В наши дни его пытались воскресить, видимо, на волне интереса ко всяким гламурным вампирам, но воскрешение провалилось с таким громким треском, что очередную попытку воскресить старую киновселенную Universal сразу же свернула, сделав ставку... да-да, на "Мумию" с Томом Крузом.


Тварь из Чёрной лагуны

Последней на огонёк заглянула Тварь из Чёрной лагуны. Она появилась в фильмографии студии только в 1954 году в одноимённой картине, но зато стала гостем киноэкранов на несколько лет. Практически сразу за первой картиной вышла вторая - "Месть Твари". Жаброчеловек (Gillman по-английски), ко всеобщему удивлению, публике очень понравился, хотя с каждым новым фильмом интерес к нему угасал. Есть предположение, что пресытившаяся постоянными сменами ролей одних и тех же трёх актёров публика в этих фильмах получила долгожданную передышку, ибо кому какая разница, кто там под этой маской местного Ихтиандра? Монстр получился неперсонифицированный, и от того страшный.

"Тварь из Чёрной лагуны" 1954 года

Последний фильм серии "Тварь ходит среди нас" - это уже некий эпилог всему Золотому веку американского хоррора. Снял его Джон Шервуд, тогда ещё совсем новичок, ему удалось мастерски показать серую мораль персонажей, даже, в каком-то смысле, вызвать к Жаброчеловеку сочувствие, и это дорогого стоит. Эта картина стала последней в списке классических хорроров Universal, так как они вышли из моды, и компания переключилась на более прибыльные проекты.


Эпилог

В списке фильмов серии "Монстры Universal" есть также картины про Призрака Оперы 1925 и 1941 годов. Основанные на одноимённом романе Гастона Леру, эти картины постигла интересная судьба: в первом фильме снимался Лон Чейни старший, то есть отец будущей легенды американских хорроров, во втором - Человек-невидимка Клод Рейнс, оба фильма вышли в прокат в момент, когда хорроры были на подъёме, оба снимались в том числе на Студии 28 - в зале, построенном для первого появления Призрака Оперы, и использовавшемся почти без изменений во втором.

"Призрак Оперы" 1925 года и Лон Чейни старший

В серии фильмов студии можно увидеть, какие конкретно актёры были любимчиками. Бела Лугоши, Борис Карлофф и Лон Чейни мл. так или иначе были задействованы почти во всех лучших фильмах Золотого века, иногда по одиночке, а иногда и все вместе. Помимо них засветились Винсент Прайс, Клод Рейнс, в двух фильмах про Человека-волка сыграла Мария Успенская, в роли Ван Хельсинга снимался Эдвард ван Слоан, в роли Генри Франкенштейна - Колин Клайв. Все они не просто появлялись в каких-то конкретных подсериях, но периодически переходили из одной в другую, связывая тем самым эту прото- киновселенную воедино.

Насчёт ремейков. Universal многократно пыталась вернуть на большие экраны вселенную монстров. Проблема в том, что материал давно уже устарел. Можно снять шикарное авторское кино или переосмыслить исходные произведения, но ремейки в лоб стабильно не отбивают затраты, или отбивают очень незначительно. А уж сколько было попыток: "Дракула" 1979 года, сравнительно удачная, но более комединая серия про мумию Стивена Соммерса, провальный "Ван Хельсинг" 2004 года, провальный "Человек-волк" 2010-го, и это только первые шаги.

А потом появились вроде бы официальные ребуты: "Дракула" 2014-го, "Мумия" 2017-го, "Человек-невидимка" 2020-го. Всё тщетно, вселенная монстров не выстреливает. Но что поделать, таков закон времени: публике нужно полноценное переиздание и переосмысление, а не попытка сделать довольно бездарные ремейки, чтобы потом ещё более бездарно объединить монстров в кроссоверах под предводительством невесть откуда взявшегося Доктора Джекила.


Список фильмов, входящих в серию "Монстры Universal"

Горбун из Нотр-Дама1923
Призрак Оперы1925
Дракула (английская версия)1931
Дракула (испанская версия)1931
Франкенштейн1931
Мумия1932
Человек-невидимка1933
Невеста Франкенштейна1935
Дочь Дракулы1936
Сын Франкенштейна1939
Возвращение Человека-невидимки1940
Рука Мумии1940
Женщина-невидимка1940
Человек-волк1941
Призрак Франкенштейна1942
Невидимый агент1942
Гробница Мумии1942
Франкенштейн встречает Человека-волка1943
Призрак Оперы1943
Сын Дракулы1943
Месть Человека-невидимки1944
Призрак Мумии1944
Дом Франкенштейна1944
Проклятие Мумии1944
Дом Дракулы1945
Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна1948
Эбботт и Костелло встречают Человека-невидимку1951
Тварь из Чёрной лагуны1954
Месть Твари1955
Эбботт и Костелло встречают Мумию1955
Тварь ходит среди нас1956