В 2022 году на небольшие экраны вышел фильм "Монстр в лесу" (All Eyes в оригинале) - низкобюджетный хоррор с претензией на артхаусность и даже некий философский подтекст. И, собственно, вышел и прошёл мимо, ни каких-то особо заметных рецензий, ни анализа материала, ничего - картине явно не хватило рекламы. А очень даже зря, ибо фильм семейства Гринли, чья фамилия встречается в титрах буквально на каждом слайде, является достаточно серьёзной работой, которую можно рекомендовать к просмотру любителям вдумчивого кино "с двойным дном".
Начнём с собственно сюжета. На первом плане у нас история популярного, но работающего на грани подкастера Аллена (Джаспер Хаммер), чьё шоу о странных людях, читай фриках, бьёт все рекорды, что в итоге подводит автора под статью. Один из этих лунатиков в прямом эфире признаётся, что держит в подвале своего "преследователя", а потом, когда приезжает полиция, он выходит из кадра, и на заднем плане слышатся звуки смертоубийства. То, что эта история происходит в прямом эфире - очень плохо для нашего главного героя, его отстраняют от эфиров и заводят какое-то дело (интересно, по какой статье - нам, к сожалению, об этом не расскажут). Непосредственной вины героя в этой ситуации нет, но, как говорится, даёшь людям возможность высказываться в прямом эфире - значит, берёшь на себя ответственность за их поведение.
В общем, подкаст не задался. Аллен уходит в вынужденный отпуск и откисает дома у бассейна, пока его помощница, или редактор, или кто она вообще, по имени Ким (Даниэль Плогер) пытается нарыть ему материал для триумфального возвращения. И такой материал находится: некий Дон прислал ведущему письмо, в котором написано, что он приглашает его к себе на ферму, готов разместить, уплатить 25к вечнозелёных, показать монстра из леса, потому что покойная жена этого самого Дона очень любила шоу Аллена и вообще. Странное письмо заставляет погрузившегося в безудержную рефлексию подкастера схватить котомку и отправиться в путь. Учитывая весьма добротную актёрскую игру Хаммера, мы начинаем сочувствовать герю: он прагматик, но сомневающийся, постоянно задающийся вопросами о своём месте в жизни и прочих экзистенциальных вещах. Он вроде бы и не считает себя виновником трагедии, но всё равно ему паршиво, и это заметно.
Дальше зрителя ждёт совершенно стандартная история про поехавшего одиночку, который заперся на своей земле и впал там в паранойю и маразм. По крайней мере, так до определённого момента кажется. Мы наблюдаем за отношениями Дона и Аллена, а надо сказать, что Дон делает всё это только в память о жене, сам он шоу подкастера терпеть не может, так что тёплого приёма не жди. И только мы приходим к мнению, что это просто брюзгливый, с горя помешавшийся старик, как события сворачивают в совершенно неожиданную сторону.
Сперва выясняется, что монстр вполне себе существует. Кстати, Дон зовёт монстра "Глазками", по крайней мере так его имя перевели у нас. Огромная тварь, исполненная глаз, в общем, как мне кажется, этот образ идеально описывает болезнь Дона - паранойю, гипернервозность и так далее. За монстром охотятся какие-то силовики, им даже удаётся схватить тварь, но в итоге она вырывается на свободу, попутно скушав всех охотников.
А потом на место монстра из леса, как главного антагониста, приходит злой дом Дона: старик настолько успешно набил каждый угол хитроумными ловушками, что такая метаморфоза, когда фильм категории Б превращается в аналог Пилы, серьёзнейшим образом воздействует на зрителя. Проще говоря, я в этот момент охренел.
И, казалось бы, всё. Фильм категории Б про монстра, ловушки и кровищу удался. Но на самом деле, всё несколько сложнее. Как в своё время с фильмом "Весна", в котором монстр - лишь обстоятельство, а главная тема фильма - романтика, так и тут на первом плане вовсе не страшный зверь и не дом-убийца. Более того, смена антагониста как раз и показывает, насколько эти фантастические и триллеровые элементы не важны для понимания основного посыла фильма. Не важно, кто там враг, что там за перипетии, важно, что фильм этот про не отпускающую вдовца грусть по умершей жене, это фильм о любви и смерти.
Дон, даром что он сумасшедший старик, который сам накликал на себя беду, в итоге превращается в несчастного вдовца, которого на этой плотской земле держала только его жена, и который, оставшись без неё, полностью утратил связь с реальностью. Удивительное дело, вроде бы и монстр настоящий, и какие-то исследователи его исследуют, но всё это выглядит как часть бреда скорбящего Дона. Результатом поездки для Аллена будет вовсе не сенсация про страшное нечто из леса, а трогательная история Дона, который сидел на кресле возле леса и ждал не то прихода монстра, не то прихода смерти, не то возвращения его умершей от рака жены.
По итогу, перед нами крепкий фильм из той же когорты, что и "Весна". Фильм, который решил пойти чуть дальше, поднять в определённом сеттинге не свойственные ему вопросы. И, как мне кажется, "Монстру в лесу" это удалось на все сто процентов. Придраться можно было бы к совершенно компьютерным "Глазкам" в одной конкретной сцене, но качество всех прочих сцен успешно нивелирует эту проблему.
Что касается актёрской игры, Джаспер Хаммер, сыгравший подкастера, и Бен Холл, сыгравший Дона, справились на ура. В конечном счёте, это чисто их фильм, фильм двух персонажей, одного неверующего Фомы и одного страдающего вдовца, утратившего связь с реальностью (как надоело это штампованное выражение, но тут оно в тему). Единственная полноценная женская роль - помощница Аллена Ким - пожалуй, самая неудачная. Актриса отыграла какую-то психопатку, которая то жалеет героя, то относится к нему, как мать/мачеха, то почти насмехается. Совершенно непонятные выражения лица, перепады настроения, странно, в общем. Благо, её на весь фильм минуты четыре.
Насчёт технической стороны всё понятно. Хорошая, в рамках нормы операторская работа, убедительные практические эффекты, всё смотрится на ура за исключением сцены с появлением "Глазок".
В общем, рекомендую к просмотру, будем следить за семейством Гринли и их карьерой.