Говорим о том, как, едва избавившись от преследования зоозащитников, режиссер насолил Римской Католической Церкви, а наши отечественные переводчики возвышенно извратились. Второе полноценное джалло гранд-мастера Лючио Фульчи под названием «Муки невинных» сегодня станет нашим главным блюдом.
Как вы помните, «Ящерица в женской коже» выстрелила, да так, что Лючио Фульчи моментально оказался в списке ярчайших представителей столь странного нового жанра кино, как джалло. Локальная итальянская история, конечно, не смогла выйти на международную арену, но её популярность в самой бывшей Римской империи принесла кинематографистам неплохие деньги и практически создала новую индустрию.
Фульчи занялся режиссурой ради денег, так что останавливаться ему теперь было не с руки, поэтому в 1972 году выходит второй его триллер «Муки невинных», по крайней мере, на таком названии настаивают российские переводчики. На самом деле, его можно перевести, как «Хватит мучать утёнка», что несколько сбивает пафос с заданной темы. Сбивание пафоса – одна из основных примет джалло. К сожалению, при дубляже этот эффект был утерян, и к не самой выдающейся работе режиссёра пристыковали почти библейское название.
Картина со временем получила практически культовый статус, что говорит больше о громкой фамилии режиссёра, чем о произведённом им контенте. На самом деле, «Муки невинных» - работа куда более слабая, чем «Ящерица в женской коже», она лишена того сюрреализма, тех новаторских приёмов, а заодно и хорошего саундтрека. Всё это можно было бы списать со счетов, если бы не главная потеря – у фильма нет нормального сценария. Фульчи осознанно отказывается работать по правилам и делать шедевры, вместо этого он наполняет картину шоковым контентом, заигрывает с тем, что кто-то называет gore – крайней степенью жестокости. К сожалению, помимо саундтрека и сценария, картина лишилась и мастера по практическим эффектам, так что некоторые сцены выглядят совсем уж комично, особенно сцена падения со скалы (кто смотрел - поймёт).
Как вы помните из предыдущей статьи, Фульчи закончил сценарное отделение, так что сценарии всегда были его сильной стороной. Точнее, должны были бы быть, потому что именно кривизна сценария является первым и основным недостатком «Хватит мучать утёнка». Тут нужно оговориться: в джалло странные, словно размазанные по асфальту сценарии – норма, неожиданные повороты сюжета менее подробно прописываются, чем, скажем, в голливудском кино, а наличие и взаимодействие различных персонажей подчас не имеет смысла. Но даже с учётом этого, сценарий описываемой картины плох: он разваливается на отдельные сцены, а часть персонажей в принципе не принимает участия в действии и нужна просто для имитации разнообразия местной фауны. Доблестные сотрудники полиции вообще не влияют ни на что, но занимают непозволительно много времени на экране в двух первых третях картины, роль местных «детективов», которые должны раскрыть преступление, отдана персонажам, которые начинают активно взаимодействовать лишь на последних минутах. Все это превращает фильм в пародию на детектив.
Место действия картины – глухое захолустье Италии, в котором живут тёмные и суеверные люди. Тут вам и католический фанатизм, и вера в чёрную магию, и желание линчевать всех и каждого, короче, стандартные приметы посконной толпы. Удивительное дело – Лючио Фульчи берётся бичевать пороки, вот только роль прогрессиста ему совершенно не идёт. Его авторские высказывания кажутся слишком уж прямолинейными, а многие повороты сюжета – нравоучительными.
В этом вот антураже начинается непонятная детективная история без развития, суть которой сводится к следующему: в городке пропадают дети, точнее – местные хулиганистые мальчишки. Их находят через какое-то время со следами удушения, из чего полиция делает вывод, что в округе орудует серийный убийца. Для того чтобы найти его, в городок прибывает столичный инспектор. Прибывает и хрен с ним, потому что ничего полезного за весь фильм он так и не сделает.
Помимо этого недоделанного костяка сюжета, присутствуют параллельные истории без начала и конца. Некая богемная девушка, которой скучно жить на отшибе, журналист, который охотится за сенсациями, чёрный маг, обитающий в лесу, полоумная дама, живущая в горах. Всё это похоже на отличные зачины для сложной, многоуровневой истории, которая просто не случилась: все наработки в итоге либо вообще не выстреливают, либо выстреливают в лоб, тупо и непродуктивно. Впрочем, давайте на чистоту – джалло – это ведь не совсем жанр, это песочница, в которой юные кинематографисты практиковались перед переходом либо в большой кинематограф, либо в наивный и прекрасный жанровый беспредел.
Главные открытия Фульчи в данном случае: дети заменили жертв-женщин, от которых пух джалло-кинематограф семидесятых, насилие стало визуализированным и в каком-то смысле даже эстетичным, эмоциональный отклик через убийство можно вызвать, подпитываясь жрущим зрителя чувством несправедливости. Сцена, в которой всё это соединилось – сцена избиения цепями и дубинами лесной «ведьмы» Макьяры, заподозренной в колдовстве: отлично реализованные повреждения от ударов, ненависть к местным линчевателям, шок-контент высочайшей категории.
В фильме «Муки невинных» в последний раз появляется актриса Флоринда Болкан, больше она с Фульчи не работала. Как раз её героине довелось угоститься цепями в вышеозначенной сцене. Звезда «Ящерицы в женской коже» в данной картине – персонаж отстранённый и, прямо скажем, лишний, необходимый лишь для того, чтобы показать, насколько провинциальная тьма страшна.
Но ни убитые дети, ни сцена линчевания не смогли бы испортить судьбу фильма, даже проваливающийся сценарий не стал бы, пожалуй, причиной такого бездарного проката. Всё, возможно, прошло бы хорошо, и съёмочная группа смогла бы как следует заработать, если бы не вмешалась Римская Католическая Церковь. Дело в том, что некоторые особенности сюжета выставляют её служителей в свете едва ли не худшем, чем отсталых жителей глубинки, и такого в семидесятые годы себе уж точно никто позволить не мог.
В результате Фульчи получил мощный удар под дых. Сильно ограниченный прокат и множество отрицательных отзывов ненадолго выбили его из колеи, в итоге, режиссёр завязывает с джалло и, после непродолжительной работы в Голливуде над двумя частями «Белого клыка» по Джеку Лондону, возвращается в Италию, чтобы снять первый в своей карьере полномасштабный фильм ужасов.