"Феномен" - фильм Ардженто про обезьяну-детектива, карликового маньяка и насекомых

Детектив и мрачный триллер "Феномен" 1982 года - не лучший фильм Дарио Ардженто, но зато уникальный с точки зрения нарушения всех возможных канонов жанра. Никогда прежде Дарио не соединял воедино такое количество самых разных идей - тут и управление насекомыми, и монструозный маньяк-убийца, скрывающийся за обликом ребёнка, и поехавшая мамаша, которая сама по себе ещё больший маньяк, чем её дитё, и очень умная обезьяна, которая помогает распутывать загадки (это, кстати, та же самая обезьяна Танга, что снималась в фильме с Челентано "Бинго-Бонго"). Всё это месиво, вопреки ожиданиям, превращается в интересный, а главное, разноплановый фильм, чьи составные части могут заинтересовать совершенно разных зрителей. Жаль только, что "Феномен" сильно покоцала цензура. В разных странах Европы из него вырезали то 10 минут, то сразу полчаса, хотя, объективно говоря, ничего такого страшного в картине нет.

Хотелось бы подчеркнуть: особенность картины заключается именно в том, что она словно лоскутное одеяло сшита из множества идей, и сшита при этом так, что кажется убедительной. В этом отношении эксперимент, что называется, оказался удачным. К примеру, знали ли вы, что японский гейм-дизайнер Хифуми Коно создал свою серию Clock Tower именно под впечатлением от фильма "Феномен"? Неспроста и героиню игры зовут Джессика, и выглядит она очень узнаваемо в этой скромной юбке и с этими длинными чёрными волосами. Я уж не говорю про местного игрового маньяка.

Есть в фильме и одна классная идея родом прямиком из джалло: профессор, чья основная специализация - насекомые, и поведенческий фактор оных, помогающий полиции расследовать убийства. Подобные штуки мы уже видали: были кошки, помогающие находить трупы, слепые следователи, "видящие" ушами, всё это такие приметы лайтовой бытовой мистики, к которым итальянцы прибегали с завидной регулярностью.

Фильм "Феномен" снимался в Цюрихе и впервые для режиссёра - полностью на английском языке. Насекомые, к слову, в фильме вполне настоящие. Сначала, ходят слухи, пытались создать кучу механических мух, но почему-то не получилось, так что пришлось обокрасть магазин для рыболовов (шутка).

Среди людей, занятых в производстве фильма, можно выделить, прежде всего, Дженнифер Коннелли, которая идеально справилась со своей главной ролью (потом играла в фильмах "Реквием по мечте", "Игры разума" и пр.). Неспроста, когда мы думаем о фильме, мы всегда вспоминаем прежде всего её, а не маньяка или мать маньяка: Дженнифер смогла, будучи ещё подростком, создать притягательный образ тихой, загадочной девушки с дьявольским огоньком в глазах. В момент, когда она начинает подсознательно повелевать мухами, зрителю даже может показаться, что она может к концу картины трансформироваться в антагониста, но этого, конечно, не происходит.

Хотелось бы отметить и исполнителя роли профессора МакГрегора Дональда Плезенса, кроме того в картине есть несколько интересных камео: Фиора Ардженто, старшая дочь режиссёра, Дария Николоди (на тот момент его гражданская жена), Давид Маротт, карлик, загримированный под маньячное существо, а также знаменитый режиссёр Микеле Соави, сыгравший тут мимолётную роль полицейского агента.

Саундтрек фильма стал более тяжёлым, чем в предыдущих фильмах Ардженто, хотя группа Goblin в нём снова есть. А кроме них - Iron Maiden, Motorhead, Andi Sex Gang и многие другие. Чувствуется, что Ардженто тут пытался прыгнуть выше головы и выйти, так сказать, на мировой уровень. Конечно, Suspiria уже принесла ему славу и любовь, но в данном случае он попытался укорениться в поп-культуре и, отчасти, ему это удалось.

Трейлер

Галерея изображений