Птица с хрустальным оперением

В 1970 году Дарио Ардженто напрямую обращается к ставшему весьма популярным с подачи Марио Бавы жанру джалло. В следующее десятилетие Дарио будет активно работать на его ниве, снимет свою знаменитую животную трилогию (так группируют три фильма режиссёра в жанре джалло за наличие в их названиях упоминания различных представителей фауны), выпустит "Кроваво-красное", картину, которая войдёт в историю, как культовый фильм, а после переключится на хорроры.

Так вот, в поворотном 1970 году Ардженто снял "Птицу с хрустальным оперением". И да, перед нами классическое джалло - довольно слабая детективная канва с обязательным неожиданным поворотом ближе к концу, сценами насильственного характера, лёгким эротическим флёром и наивно тревожной музыкой. Более того, в фильме, на первый взгляд, нет вообще ничего нового или хотя бы уникального. Тот самый вотэтоповорот в конце начисто слизан с "Девушки, которая слишком много знала" Марио Бавы, а ещё с сотен и сотен проходных джалло того времени (даром, что в основе сценария - роман "Кричащая Мими" Фредерика Брауна), съёмки не поражают каким-то модернистским подходом, хотя работа оператора на удивление хороша, да и эффекты - в лучших традициях итальянского жанрового кино. И всё же, эта часть трилогии - самая убедительная и проработанная.

Вообще, стоит сказать, что трилогии в джалло - явление не редкое. Почти все итальянские режиссёры практиковали такой подход - снимали три фильма в одном жанре и переключались на другой. Это связано, конечно, в том числе с тем, что у жанра были свои взлёты и падения, и период немыслимой популярности длился вполне определённое, достаточно короткое время. За него-то режиссёры и успевали настрогать плюс-минус три работы. Потом на горизонте появлялось новое, потенциально культовое направление, и они уходили в него. К примеру, Марио Бава, снимавший джалло и до и после, снял три фильма, которые сегодня почему-то принято объединять в трилогию - это "Девушка, которая слишком много знала" (фактически, первый джалло в истории), "Шесть женщин для убийцы" и "Топор для новобрачной". У Лючио Фульчи тоже есть своя джалло-трилогия. У Ардженто - своя, подчиняющаяся главному закону Дарио: снимай первый фильм хорошо, во втором пускайся в эксперименты, а в третьем мешай всё, что хочешь, он всё равно получится плохим. Так было с ведьминской трилогией, так было и с животной.

"Птица с хрустальным оперением" - пожалуй, сама удачная картина трилогии, и лучшая работа Ардженто в период до "Кроваво-красного". Фильм держит у экрана отличной картинкой, музыкой Эннио Морриконе, весьма неплохой игрой актёров, ну и сюжетом.

Немного о нём: фильм повествует об американском писателе Сэме Далмасе, который, переживая творческий кризис, приезжает в Рим, чтобы пожить вместе со своей возлюбленной в Вечном городе и вернуть вдохновение. Бредя однажды ночью по улочкам, он натыкается на картинную галерею с огромной витриной, сквозь стекло которой замечает борьбу двух человек - красивой женщины и мужчины в маске. В ходе этой борьбы, женщина получает заточку в почку, мужчина сбегает, а Сэм оказывается заперт в предбаннике галереи, откуда его потом извлекают вызванные им полицейские. Конечно, сначала его подозревают в злодеяниях, потом полиция убеждается, что Сэм ни в чём не виноват, к тому же сам получает угрозы от неизвестного мокрушника, в результате писатель начинает собственное расследование, в ходе которого встречается с самыми разными людьми (в том числе с художником, который питается кошками).

Как и в остальных частях трилогии, животное тут вынесено в название, потому что именно оно является указующим перстом, который в итоге укажет полиции на убийцу. То есть, это такой небольшой спойлер сразу в названии. Именно голос птицы с хрустальным оперением услышит Сэм во время разговора по телефону с убийцей, и именно этот голос подскажет, откуда тот совершал звонок. Ещё одна примета - технические средства, которые использует полиция: они разные, некоторые совершенно фантастические, и, что самое главное, они действительно помогают в поимке злодеев, а не просто вставлены для галочки. В третьем фильме серии именно техническое средство даёт главному герою понять, что перед ним маньяк. Но это так, лирическое отступление.

"Птица с хрустальным оперением" стала хитом проката, даже в США она собрала неплохую кассу. Как сообщает Википедия, Стивен Кинг включил картину в список важнейших для жанра фильмов. Что ж, это действительно так. Ардженто показал, что джалло может быть визуально приятным, даже красивым, и очень хорошо поставленным.

Что касается людей, работавших над картиной, можно отметить Эннио Морриконе, который тогда промышлял саундтреками к половине фильмов итальянского кинопрома, особенно к ужасам и триллерам. Он работал так много, что порой использовал псевдонимы, не то чтобы сделать вид, что его не так много везде, не то для того, чтобы в случае чего никто не заподозрил его в работе над каким-нибудь откровенным шлаком. Для фильмов животной трилогии Ардженто он написал бодрую музыку в разных жанрах, в основном замешанную на джазовых стандартах.

В ролях фигурируют такие актёры, как Энрико Салерно, чьё вечное амплуа - полицейский, Марио Адольф, хорошо знакомый отечественной публике по роли короля в саге "Пещера золотой розы" Ламберто Бавы, Рэджи Налдер, которого вы наверняка помните по роли убийцы в фильме Хичкока "Человек, который знал слишком много". Главную же роль американского писателя исполнил Тони Музанте, номинант на премию Эмми и крайне плодовитый актёр, сыгравший в куче американских и итальянских фильмов и сериалов второй половины двадцатого века.

Учитывая то, с каким успехом картина прошла в кино, возвращение к теме джалло было для Ардженто неминуемым. Но, как это с ним всегда и бывает, второй фильм он уже снимал не столько ради качества, сколько ради того, чтобы поэкспериментировать со стилем, что отразилось на единстве истории. К третьему фильму запал угас совсем, и его основными характеристиками можно считать скомканность сюжетной линии и рваный, часто совсем неудачный монтаж. Об этом мы поговорим в своё время.

Трейлер

Галерея изображений