Уже давно заметно, как стремительно драматическая составляющая покидает мировой кинематограф и окапывается в совершенно новой для себя сфере, а именно, в сериалах. «Табу», ответственность за который несёт реинкарнация Безумного Макса Том Харди на пару с папой-сценаристом, во многом сам же сломал установленные порядки, так что давайте немного поговорим о нём, как о безусловном явлении в наши безрыбные времена.
Первое и, пожалуй, самое важное, что нам нужно знать: «Табу» - проект телеканала BBC. Помимо трёх букв в названии, этот канал с хулиганами из HBO не роднит ничего, тем удивительнее видеть настолько провокационный сюжет, обилие насилия и жестокости, харизматичного антигероя на первых ролях и множество дорогостоящих актёров, которым место в кинематографе, а не в мини-сериале, состоящем из восьми серий.
Чтобы разобраться в порочной привлекательности сериала, стоит задаться простым вопросом: какого чёрта он называется «Табу»? О каком именно табу идёт речь? Можно сделать несколько простых предположений.
Самый очевидный вариант – речь идёт о крайне близких отношениях, связывающих главного героя - Джеймса Делейни - и его сестру по отцу, сыгранную, кстати, представительницей знатного артистического рода Уной Чаплин. Делейни играет Том Харди, Уна же, уже известная широкой общественности по «Игре Престолов», отыгрывает роль угнетённой своим слегка ненормальным мужем аристократки, которая, на первый взгляд, в гробу видала всё своё семейство. Тем удивительнее тяжёлый и душный эротизм, пронизывающий каждую её встречу с братом, а уж про астральный секс я вообще молчу. Табу так табу, ничего не скажешь.
Однако история их порочной любви – далеко не главная сюжетная линия. Более того, с каждой серией она всё больше уходит в тень, давая нам понять, что не в этом, собственно, дело.
Вспомним, что сериал выпускает BBC, главная британская телекомпания, и, возможно, именно грязь и жестокость Британии начала девятнадцатого века является тем самым посягательством на святыни, что определило название. Принц, отлично воспроизведённый на экране сильно доработанным гримёрами Марком Гэтиссом, несмотря на всю свою хитрость, выглядит омерзительно (и это заставляет нас стоя рукоплескать замечательному актёру), при нём состоят сплошные садисты и маньяки, Ост-Индская компания вообще представлена слётом криминальных авторитетов разной степени паршивости. Её, кстати, сценаристы списывали с известнейших спецслужб мира, что даёт создателям сериала возможность развернуться в почти шпионских арках сюжета.
Придонная жизнь британской столицы поражает разнообразием видов и харизматичностью всех персонажей без исключения. Бандиты, проститутки, попрошайки, наркоторговцы, здесь есть сброд на любой вкус. Всё это обильно приправлено грязью и кровью, всё это штукатурится поверх мистическими элементами, главным из которых выступает сам Делейни, обладающий некими магическими умениями.
И всё же, есть ещё одна мысль: табу здесь – не столько какая-то конкретная сюжетная линия, сколько все предпосылки истории вместе взятые. Только вдумайтесь: отец-промышленник, обменявший у индейцев порох на кусок земли (она-то и стала основным камнем преткновения, в борьбе за который сойдутся самые влиятельные силы своего времени) и женщину, от которой он зачал сына, и которую впоследствии сдал в психиатрическую лечебницу. Страсть между братом и сестрой, которая привела к рождению ребёнка, сданного под опеку старого скряги за какие-то гроши. Убийство рабов, незаконно перевозимых на корабле Ост-Индской компании, произошедшее, на секундочку, с санкции её директора! И с каждым новым сюжетным твистом мрак и безысходность только накапливаются, постепенно они начинают восприниматься, как норма жизни, и вот это как раз можно считать тем самым нарушением табу, которое обещает нам столь удачный нейминг.
Вывод прост. Смотреть сериал необходимо. Он визуально прекрасен, в меру жесток, немного эротичен, отлично проработан с точки зрения сценария и кастинга. Здесь нет персонажей, которым не веришь, все актёрские работы на высоте. Даже дети играют лучше, чем 90% звёзд отечественного кинематографа, а это чего-то да стоит. Кроме того, основной точкой зрения выступает, в коем-то веке, антигерой, который изо всех сил пытается остаться человеком, пусть даже в собственном понимании этого абстрактного термина.
Опасения вызывает разве что обещание создателей снять ещё минимум два сезона (так и не сняли). По-хорошему, им стоило бы остановиться на одном, так как он вполне себе завершил основной сюжет. Без соплей и хэппи-эндов, но на достаточно интригующей ноте. Открытый финал, дальше додумайте сами. Вполне возможно, что, обрадовавшись рейтингам и критике, а они очень хороши, авторы пустятся во все тяжкие, потеряют баланс между грязной и жестокой реальностью и лёгким налётом мистики, превратят Делейни в гипертрофированного супергероя и всё в таком духе. Как показывает пример «Шерлока», за несколько сезонов скатившегося из детектива в сказку о красавчике-маге с Бейкер-стрит, британцы знают толк в извращениях.