Суспирия: в ожидании осени

Этой осенью на экраны всего мира выйдет ремейк классического триллера Дарио Ардженто «Суспирия», работает над которым Лука Гуаданьино. Получится ли у Голливуда переснять классику достойно? Мы почти уверены, что нет (и хорошо бы, чтобы мы ошибались), это мнение укрепилось после того, как мы познакомились со списком исполнителей главных ролей и портфолио режиссёра. Как бы то ни было, самое время вспомнить, почему оригинал столь ценим любителями жанрового кинематографа уже не одно десятилетие.

Говорить о Дарио Ардженто можно и хочется часами. Одни считают его чуть ли не главным итальянским гением жанрового кино, другие – зазнавшимся и незаслуженно возвеличенным режиссёром, снимающим картонные фильмы.  Обе эти позиции можно понять и даже принять: Ардженто действительно автор картонных поделок, которые невозможно выкинуть из памяти. Его творчество – великая бутафория

«Суспирия», однако, представляется фильмом нетипичным. Безусловно, тут есть совершенно безбожная пластмассовость, к примеру – сцена с наложением кадров, в которой постановщики пытались заставить зрителя поверить, что девушка корчится от боли в комнате, наполненной колючей проволокой. Сегодня эта сцена смотрится смехотворно, настолько она нереалистичная. Местами появляется совсем уж мультяшное освещение, которое даст фору любому параллельному измерению Твин Пикса.

И всё же, «Суспирия» - полноценный фильм ужасов, который, несмотря ни на что, умудряется держать в напряжении практически на всём протяжении сюжетной части картины. В отличие от фильмов Фульчи, здесь нет провалов, слабину дают только некоторые плохо сделанные сцены насилия, что можно простить за давностью лет. А это, как ни крути, для итальянского жанрового кино – редкость.

Но что ещё важнее, фильм может похвастаться высокой художественной ценностью. В каком-то смысле, Ардженто прыгнул выше головы, «сняв Кубрика» или Бергмана, или ещё кого-нибудь из первого эшелона. Работа с освещением, симметрией, ракурсами – «Суспирия» впитала что-то от сюрреализма, что-то от конструктивистской эстетики, что-то от современной ей волны нового экспериментального кино. 

О последних фильмах Дарио Ардженто нельзя сказать, что они - на острие прогресса, тут и устаревшие технологии, и та же классическая бутафория, но фильмы трилогии о Матерях-ведьмах – это полноценный модернизм, причём высокохудожественный (впрочем, к заключительной части трилогии есть серьёзные вопросы). Даже плёнку съёмочная группа подбирала особую, остановившись на той, что давала совершенно нереалистичные, насыщенные цвета.

Сюжет фильма прост: из США в Европу приезжает молодая балерина Сьюзи (Джессика Харпер), которая хочет научиться танцевать так, как танцуют в классическом европейском балете. Она останавливается в школе-пансионе, где начинают происходить странные вещи. Пропадают или умирают ученицы, Сьюзи попадает под действие каких-то препаратов, которыми её пичкает местный врач-вредитель, а в воздухе отчётливо пахнет мистикой и присутствием поблизости некой древней ведьмы.

Кажется, мы поспешили и заспойлерили ситуацию с ведьмами. Что ж, давайте об этом и поговорим. Дело в том, что «Суспирия» - не совсем самостоятельное произведение, это первая часть «ведьминской» трилогии Ардженто, в которой также значатся фильм «Инферно» (1980) и самое современное произведение – картина «Мать слёз» (2007), в которой снимается дочь режиссёра Азия Ардженто. И знаете, есть предположение, что фильмы, в которых она играет одну из главных ролей, обычно выходят слабоватыми на атмосферу и саспенс. Но нас интересует другое: художественная ценность.

В основе легенды о трёх Матерях (трёх почти всемогущих древних ведьмах, что существуют в современном нам мире) лежит произведение большого оригинала и любителя опиума английского писателя Томаса де Квинси - Suspiria de Profundis. Визионерская поэзия в прозе, как определяет его жанр Великий Википедий, является, фактически, потоком сознания, и вот в нём мелькнуло что-то такое («Богородицы Скорби»), что Ардженто сумел вывернуть наизнанку и превратить в три полнометражные картины. В общем, литературная основа – выше всяких похвал.

Стоит отметить и звуковое сопровождение. Ардженто как всегда обратился за помощью к группе Goblin, в результате чего нас встречает отменный саундтрек авторства самого режиссёра и тяжёлая, перегруженная музыка итальянских рокеров, специализирующихся на волнующей, не дающей расслабиться минорной мелодике.

Что в остатке: литературная основа, эстетичное место действия – балетная школа, модернистские методы построения кадра и монтажа, отличные актёрские работы, убийственный сценарий и отличный саундтрек – сочетание редкое как для мирового кинематографа, так и для самого Ардженто. На выходе получается картина, не зря считающаяся классикой как среди любителей ужасов, так и в киношной среде в целом. 

Одно дело – снимать ремейк старого ужастика, и совсем другое – фильма, который можно причислить к лучшим картинам (ну, хотя бы топ-300) в истории человечества. Вот уже и режиссёр новой «Суспирии» поспешил отмазаться, сказав, что не следует относиться к его работе, как к ремейку, а стоит, дескать, считать её низким поклоном Ардженто, так сказать, комплиментом, прилетевшим через почти полвека. Такая попытка оправдания – первый тревожный звоночек.

Дальше хуже: саундтреком занялся лидер группы Radiohead Том Йорк, заслуживающий всяческих похвал, но совершенно не подходящий к стилистике картины, а точнее – к стилистике первоисточника. Дакота Джонсон в роли балерины Сьюзи – это ещё один спорный момент, а уж наличие заслуженной «Убивашки» Хлои Грейс Мориц кажется просто данью каким-то подростковым боевикам. Простите, но после фильма «Пятая волна» о какой вообще актёрской игре можно говорить? Тильда Суинтон хороша всегда, но вспомните, часто ли владелица балетной школы вообще появлялась на экране в оригинальной картине? То-то же. Джессика Харпер, сыгравшая Сьюзи в оригинале, кстати, появится в виде небольшого камео.

«Суспирия» - фильм гротескно нервозный, местами страшный, местами не по-американски жестокий (чего стоит сцена с убийством слепого через овладение сознанием его собаки-поводыря), но одного у него не отнять: сила воздействия у «Суспирии» колоссальная. Ни до, ни после выхода картины Ардженто не смог ещё раз взять этот уровень, есть шанс, что это попросту невозможно. Чудо, повторённое дважды, перестаёт быть чудом и становится в лучшем случае исключением из правил. 

В общем, есть сомнения. И сомнения эти крепнут день ото дня. А вы что думаете?

Трейлер

Галерея изображений