Ху ар ю, мистер Панос Косматос?

Пока на экраны не вышла чудовищно притягательная «Мэнди», я даже не слышал о сыне Джорджа Косматоса, и уж тем более не знал, что он пошёл по стопам отца. Впрочем, надо заметить, что оба они отличаются весьма скромными фильмографиями.

Про отца – да, приходилось слыхать, на его счету как минимум несколько фильмов со Сталлоне («Рэмбо 2» и «Кобра»), в этом отношении, как говорится, два итальянца нашли друг друга и в Голливуде. Ещё в далёком 1971 году он снимал Рэкел Уэлч, которая, кстати, умерла в феврале 2023 года, в фильме «Любимая», потом были фильм с Мастроянни, культовый «Перевал Кассандры» с Софи Лорен, симпатичный канадский хоррор про гигантскую крысу «Неизвестная тварь», а в 1993 году он поставил крайне убедительный вестерн «Тумстоун: Легенда дикого запада», в котором снялись Курт Рассел, Вэл Килмер, Майкл Бин и многие другие. Но вся карьера Косматоса-старшего – это всего-навсего 10 фильмов (и это за почти 25 лет творческой деятельности).

А что сын?

Панос Косматос, даром что ему уже под полтос, снял два фильма, один эпизод сериала «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» и сейчас вроде как снимает ещё одну картину, которая находится только на стадии пре-продакшна. Негусто, в общем. Но, знаете, это тот самый случай, когда количество не играет особой роли, ибо художественное видение Косматоса не просто специфическое, оно ещё и заразное.

***

Давайте начнём с самого начала. Первой картиной в послужном списке режиссёра является фильм «По ту сторону черной радуги». Снят он был в 2010 году – поздно, очень поздно для режиссёра с такими фетишами, как у Косматоса. Картина вышла синефильской, с бесконечным количеством отсылок к классике научной фантастики, к Берроузу (тому, который Уильям), к жанровому кино, вплоть до ревендж-муви семидесятых, в общем, искать скрытые потоки, наполняющие эту работу объёмом, тут можно бесконечно.

Сюжет картины до безобразия прост: есть местный доктор Моро (на самом деле – доктор Арбориа (актёр Скотт Хайлендс), основатель Арборианского института, но что это меняет?), один из сотрудников которого по непонятным причинам удерживает в крайне ретрофутуристичном научном комплексе женщину Елену, сыгранную Эвой Борн. Та хочет сбежать и попытается осуществить свой план. И да, на самом деле, сюжет тут не главное, главное – декорации, цветокор, та самая пресловутая «атмосфера» - любимое слово всевозможных критиков.

Если есть в мире кино такое явление, как «стилизация», то Панос Косматос знает в ней толк. Его работы – это, прежде всего, визуальное пиршество: дело не только в цветокоре и общей палитре, дело в том, что в экстатическом танце сплелись и операторская работа – в большей степени графичная, нежели смысловая, и работа осветителей, которые вытворяют что-то за гранью добра и зла, реализуя буквально какой-то «цвет из иных миров», и монтаж, отличающийся неожиданной контрастностью. Косматос – настоящий художник, он не снимает фильмы, не рассказывает истории (и вообще, сюжеты его картин очень незамысловаты и размыты до предела), он погружает зрителя в транс, завораживает его картинкой, которую тот больше нигде не сможет получить. По крайней мере, так было до недавнего времени.

***

Вторым фильмом Косматоса стала как раз «Мэнди» 2017 года. В ней режиссёр буквально закрепил успех первой своей работы, создав особую кислотную палитру цветов, монтаж стал ещё более рваным и безумным, оператор, кажется, ходил на голове, а Николас Кейдж, сыгравший в фильме главную роль, кажется, впервые за долгое время получал настоящее удовольствие от съёмок.

И вышло у тандема именно то, чего мы все ждали – брутальный, безумный, мистический не то боевик, не то драма, в которой история и диалоги – мелкие детальки куда более крупного паззла. «Мэнди» - это опять про трансовое состояние, в котором теряют своё значение слова «реальность» и «вымысел», а история про месть лесоруба сектантам за смерть жены кажется лишь данью традициям кинопроизводства. Словно Косматос добавил его только для того, чтобы можно было написать синопсис.

Насчёт актёрского состава: помимо любимого нами Кейджа, в фильме есть на кого посмотреть.

Отлично отыграла женщину на грани между реальностью и мистическим бытием Андреа Райзборо, её Мэнди – это инопланетное существо, которое смотрит на реальный мир, а видит визуальные фантазмы Косматоса, чем в итоге заражает и мужа. У неё даже внешность слегка неземная. Кстати, Андреа играла в интересных фильмах: «В чужой шкуре» Брэндона Кроненберга, сына главного автора боди-хорроров в истории мирового кино, в «Нэнси» Кристины Чоу, ей принадлежит роль Лауры в Бёрдмене, а также куча ролей в разного рода сериалах.

Среди сектантов выделяются Лайнас Роуч (чисто за игру – не похвалить нельзя) и Нед Деннехи – обладатель злодейского лица от природы, который играл в огромном количестве фантастических картин от ироничных «Пушек Акимбо» до малоизвестного ирландского фильма «На Землю» 2012 года выпуска.

***

Ну и, собственно, по фильмам – всё. Следующее появление Косматоса произошло в сериале «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», и вполне вероятно, что этой статьи бы не состоялось, если бы эпизод «Просмотр», который он снял, не показался мне лучшим во всём сериале.

Да, я понимаю, что среди этих восьми серий есть и экранизации Лавкрафта, и истории с серьёзной моральной подоплёкой, типа «Внешней стороны», но именно абсолютно примитивный с сюжетной точки зрения эпизод Косматоса мне понравился больше всего: идеальная картинка, история в духе жанрового кино восьмидесятых, никакого нравоучительного пафоса. Чистый восторг!

Ну и актёрский состав: безо всяких сомнений великий Питер Уэллер, звезда Робокопов, «Крикунов», «Левиафана» (которого, кстати, снимал Косматос-старший) и «Голого завтрака» уже упомянутого сегодня Кроненберга, прекрасная София Бутелла, которую я для себя открыл в фильме Мумия 2017 года, а потом утвердился в её таланте во время просмотра фильма «Экстаз» Гаспара Ноэ, ну и Шарлин И, не сказать, что гениальная актриса, но всё же звезда поздних сезонов Доктора Хауса, Руби из «Твин Пикс» и Сафойя из фильма «Горе-творец», посвящённого режиссёру, актёру и человеку-мему Томми Вайсо.

По сюжету, как я уже сказал, всё очень просто: некий богач призывает в свою резиденцию сравнительно видных деятелей науки, искусства и даже эзотерических знаний, чтобы они посмотрели на какой-то особый объект, который этот богач приобрёл за бешеные деньги. Большую часть серии герои сидят, принимают всякое, обсуждают философские вопросы и только в самом конце идут изучать объект. На свою беду.

***

Согласно данным из интернета, следующей работой Паноса Косматоса должен стать некий фильм «Некрокосм». Звучит занимательно, вот только сведений о нём почти нет. Мы знаем, что картина, вроде как, ещё на стадии пре-продакшна, это будет фантастическая история любви и ужаса на фоне инопланетного вторжения в необычную галактику.

Сам Косматос описывает фильм, как стопроцентный сай-фай, и говорит, что он будет сочетать всё, чем сам режиссёр интересуется в жизни. Можно ожидать очередных сцен на грани между реальностью и вымыслом, специфического монтажа и операторской работы, странной любовной драмы, неожиданных решений и… а хрен его знает. От Косматоса можно ожидать чего угодно, и именно этим он так интригует. Он как тот же Гаспар Ноэ, только от жанрового кино.

Что ж, на этом пока всё. Будем следить за развитием карьеры Паноса Косматоса, потому что что-то мне подсказывает, что, если не будет проблем с бюджетами, нас ожидает настоящее пиршество для глаз. Ждём «Некрокосм», ждём новых появлений Косматоса в качестве режиссёра каких-нибудь сериалов-антологий, ждём, в общем, какой-то движухи.

Галерея изображений